Главная
К библиотеке

Military.com Free Screensavers!

Абсолютный рынок

Антон Попов

Новые сайты на WWW возникают каждую минуту. Большинство более или менее приличных компаний просто ринулись в Интернет, совершенно не представляя себе, что это за зверь такой и зачем он нужен, но зная одно: без него они не выживут. Оставшиеся игнорируют web полностью, и тоже до сих пор не разорилась. Да только конкуренты, использующие Сеть, в буквальном смысле уводят клиентов у них из-под носа. Так что сегодня мало-мальски уважающей себя компании просто необходимо иметь ясное представление о новой экономике - сетеномике. Так что же это такое? Web-экономика, сетевая экономика, сетеномика – это изучение производства, распространения и потребления товаров, услуг и идей в Сети.

Никто не любит перемен, кроме, наверное, ребенка в мокрых пеленках. Ко времени, когда люди достигают управленческих высот, у них уже вырабатывается свой стиль управления, они знают, как решать проблемы и как достигать успеха. Так зачем менять отлаженный механизм по прихоти программиста из компьютерного отдела, который говорит, что компании нужно подключиться к Интернету и делать корпоративный сайт? Да, меняться тяжело, но в эпоху радикальных перемен методы и приемы, которые ранее приносили 100-процентные результаты, могут больше не сработать.

Часто кажется, что новая экономика имеет много общего с традиционными экономическими моделями, и на первый взгляд это справедливо. Но только, если не рассматривать детали, которые на самом деле ставят всё с ног на голову! Традиционная экономика основывается на понятии дефицита – то есть подразумевается, что человеческие желания всегда превосходят доступные ресурсы, такие, как еда, одежда или жилье. В Интернете все происходит наоборот. Вместо недостатка предложения сетеномика демонстрирует недостаток спроса. Web-страницы пекутся как блины, а темпы роста числа новых пользователей отстают от этого показателя примерно в 2 раза. К концу этого года на каждого “сетянина” будет приходиться примерно 800 страниц текста. Так что налицо избыток предложения, причем абсолютно любой сайт (даже домашняя страничка) хочет показать свою пользу и значимость, а каждый второй - еще и заработать деньги.

Главным оружием сетеномики является способность привлечь и удержать внимание пресыщенных пользователей Сети. За этим простым предложением скрываются три огромных пласта знаний: привлечение посетителей (реклама и PR), удержание их внимания (удобство навигации, простота поиска сведений, приятный дизайн и т.д.) и сам факт избалованности посетителей (не здесь, так через один щелчок мыши я найду нужное). На эти темы написана уйма книг и статей, и все они по-своему очень интересны. Так что, если будет желание продолжить тему, сообщите в редакцию. Пока же ограничимся заявлением, что сайты, создатели или владельцы которых обладают способностью удовлетворить видавших виды потребителей, просто обречены на успех. В связи с этим апологеты сетеномики должны обращать первостепенное внимание на качество представляемой информации: насколько она интересна и увлекательна, как она представлена, и как она пользуется преимуществами уникальных свойств Интернета. Собственно, попытаться описать эти свойства, выявить законы поведения в Сети, которые пригодятся бизнесменам, - и есть цель этого цикла статей.

Сеть – это мир без границ, в котором физическое местонахождение компании имеет небольшое значение. Несмотря на предпринимаемые усилия, сетеномика противостоит попыткам национальных правительств контролировать или регулировать ее. Каждый гражданин мира вправе выбирать, что ему видеть и что делать. Это было бы красивым интеллигентским лозунгом, если бы уже не было подтверждено мировой практикой. Попытки законодательно (закон США о благопристойности коммуникаций) и технически (государственный канал – новая Великая Китайская стена – firewall в Китае) ограничить перемещение информации в Сети ни к чему не привели. Думаю, что вряд ли получится это сделать и в России.

Цифровое распространение информации порождает новые возможности доступа к ней. Интернет анационален и таким и останется. Регулировать это привычными средствами нельзя. Правда, в России уже ищут способы, один из которых – налоги. Но это так, небольшое отступление и/или тема отдельного разговора (как захотите, уважаемые читатели). В прошлом считалось, что абсолютно свободная рыночная экономика возможна лишь теоретически – web впервые делает это физически возможным.

“В электронных 90-х знание становится определяющей силой развития, web – новым маркетинговым каналом, а конкуренция возрастает день ото дня. Загнанные высоким темпом изменений, многие руководители реагируют слишком поздно – а потом сидят и смотрят, как их компании или карьеры начинают угасать.
Можете Вы оказаться на их месте?
Без сомнения.
Но должны ли это быть Вы?
Конечно, нет – если Вы сможете вовремя открыть глаза на новые возможности”.
Это слова главы “Маршал Индастрис”, компании с годовым оборотом в $500 миллионов, которая не побоялась внедрить Интернет-технологии в свой операционный менеджмент. В результате после перестройки под Сеть ее обороты возросли в 4 раза! Однако не всем так “везет”. Поэтому нужно в каждом конкретном случае соизмерять возможности для создания абсолютно новых видов бизнеса, которые действительно огромны, с боязнью потерять уже существующее дело. А для того, чтобы преуспевать, фирмам придется попотеть: в Сети надо изобретать новые способы продвижения на рынке, новые способы изучения потребительского спроса, новые способы установления продолжительных отношений с клиентами. Короче говоря, быть изобретателями и инноваторами.

Вглядываясь в Интернет, понимаешь, что мировую картину современной сетеномики формируют четыре основные группы:

Потребители. Десятки миллионов человек по всему миру стремятся сделать Сеть своей средой обитания: местом, где они получают информацию и поддерживают отношения с другими людьми. Потребители обладают правом выбора: они приобретут товар или услугу на web-сайте только в том случае, если это самый лучший, самый дешевый и самый удобный вариант покупки, причем они должны доверять тому сайту, на котором они ее делают.

Создатели содержания. Крупнейшие компании мира хотят не только улучшить имидж своей торговой марки среди демографически привлекательной web-аудитории, но также ищут пути превращения своих сайтов в приносящие доход предприятия.

Маркетологи. Тысячи компаний рекламируют и продают свои товары в Интернете. Некоторые из них пользуются традиционными технологиями, применяемыми в СМИ, и не понимают, почему не могут преуспеть. Сотни (пока) воплощают принципы сетеномики и добиваются хороших результатов.

Инфраструктурные компании. Компьютерные компании продают оборудование для web-серверов, производители программного обеспечения продают броузеры и средства для создания web-страниц. Все эти компании не добьются успеха, если не будут преуспевать первые три группы. Больше того, тогда они со своим железом и ПО просто не будут востребованы.

Деление на эти группы достаточно условно. Границы между группами размыты. Сеть постоянно трансформируется, появляются и исчезают социальные группы, компании и целые виртуальные страны. Фирмы, желающие не просто выжить, но и стать хоть чего-нибудь стоящими в информационном обществе, должны стремиться к контролированию всего процесса сбора, обработки и распространения информации от начала и до конца, дабы удовлетворять спрос на всех возможных рынках. Бизнес вынужден по ходу действия перегруппировываться в мега-корпорации с вертикальной структурой, чтобы ориентироваться не на специфические технологии, а на удовлетворение спроса. По мнению аналитиков, через десять лет останутся только “кликобетонные” компании, то есть такие, которые имеют бизнес как on-, так и off-line. В этой ситуации индивидуальные стратегии компаний, будь они даже такими крупными, как IBM или Apple, большого значения не имеют. Сетеномика устанавливает новые экономические правила, новые формы “валюты” и определяет новое потребительское поведение

Источник: http://www.emedia.ru/

 

Copyright © 2000г. "Internet Zone" & Nik Romanov, info@izcity.com
Hosted by uCoz