Главная
К библиотеке


ОБЗОР ЗВУКОВЫХ КАРТ 
Есть ли необходимость платить столько за звуковую карту, если возможности недорогих плат, рассмотренных в предыдущем тестировании, способны удовлетворить даже весьма требовательных пользователей? Это уже каждый выбирает для себя. Более дорогие устройства обладают большими возможностями в области обработки аудиоинформации. Какими именно? Вот это-то мы и решили выяснить.

Кандидаты

Для начала разберемся с картами, призванными, по мнению разработчиков и производителей, твердо занять место в компьютере требовательного пользователя. Сначала поговорим о критериях отбора.

Их было всего три: цена, поддержка функций объемного звука и, так сказать, моральный возраст разработки. Третий критерий отбора пришлось применить по следующей причине. В продаже сейчас имеются неплохие профессиональные карты, как раз стоящие больше 100 условных единиц, но разработанные давно (разумеется, по компьютерным, а не по историческим меркам). Использовать их сейчас можно, и они будут радовать владельца своей работой. Однако приобретать такие карты на будущее, не имеет смысла: все они разработаны в расчете на устаревшую шину ISA, да и по некоторым другим критериям не удовлетворяют стандартам РС 98 и РС 99. В общем, вполне подходящих карт оказалось всего три. Поразмыслив некоторое время, к списку была добавлена карта Guillemot Maxi Sound Dynamic 3D. Вообще говоря, она морально устаревшая из-за использования шины ISA, однако достаточно широкий спектр поддерживаемых функций, относительно невысокая цена, да и то, что слоты ISA так и не пропали из компьютеров (и, видимо, еще, по меньшей мере, год там продержатся) в совокупности и определили наш выбор.

Теперь обо всех картах более подробно. В этот раз мы решили немного отойти от ставшей уже традиционной формы представления материала. Так как высококачественные звуковые карты почти невозможно сравнить друг с другом по всем параметрам, да и некоторый субъективизм в тестировании аппаратуры такого рода всегда присутствует, мы поступили по-другому. Схема была следующая: берем карту, включаем, прогоняем тестовые программы, анализируем результаты, пишем. Так что получилось в некотором роде описательное, а не сравнительное тестирование. Ну, а сравнение вы легко можете провести сами, благо, всю необходимую для этого информацию мы приводим.

Кстати, оказалось, что провести строгое сравнение даже по такому параметру, как нагрузка на систему в процессе обработки звука, просто невозможно. При последовательном запуске соответствующей тестовой программы на одной и той же карте при одной и той же конфигурации тестового компьютера разброс результатов составлял порядка 20%. Так что и тут не понятно было, чего сравнивать.

Sound Blaster Live!
Creative Technology, Ltd.

Компания Creative буквально шокировала всех участников на рынке звуковых карт, выпустив свою новейшую разработку Sound Blaster Live! Эта фирма, основанная в 1981 году в Сингапуре, явилась законодателем такого известного аудиостандарта, как Sound Blaster. Известность приобрели ее серии SB16 и AWE. Недаром "саундбластер" стало именем нарицательным. С переходом звуковых карт на шину PCI Creative обнаружила, что теряет лидирующие позиции. Фирма Creative, чувствуя давление фирмы Diamond, да и других компаний, покупает фирму Ensoniq, чтобы как можно быстрее продвинуться вперед (или даже захватить желтую майку лидера) на рынке аудиокарт, базирующихся на шине PCI. Продажи карт PCI64 и PCI128 пошли хорошо, но компания отнюдь не остановилась на достигнутом. Ей надо было не только опять вырваться вперед, но и закрепиться в лидерах. Поэтому она начала разработку своего "секретного" проекта, который должен был доказать всем фирмам и всем пользователям, что Sound Blaster Жив! (хорошо еще, что не назвали Sound Blaster Forever! — Ред.). Проект Live! был начат пару лет назад, но даже за столь короткое время он оброс всеми возможными и невозможными слухами.

C Live! пришло такое понятие, как EAX (Environmental Audio eXtensions) или, если попробовать перевести, "Звуковые Расширения Окружения", который является открытым интерфейсом прикладного программирования (API). EAX — это новый уровень DirectSound 3D, расширяющий его возможности. С ним пришли дополнительные функции. С добавлением реверберации и других эффектов окружения EAX переносит понятие трехмерного звука на иной уровень .

Звуковые сэмплы в трехмерной сфере нам показались очень реалистичными и красивыми, а с включением таких факторов, как объем помещения и, представьте себе, внутренняя отделка стен и прочих поверхностей, нововведения превращаются в необходимость для дополнительного "прочувствования" звука, придавая ему еще большую реалистичность.

Технологию EAX уже поддерживают большинство популярнейших игр. В следующих версиях DirectX будет предусмотрено включение EAX.

Установка карты предельно проста: от пользователя требуется только вставить плату в свободный PCI­слот компьютера, установить под нее необходимые драйверы и, прослушав любимую мелодию, убедиться, что все прекрасно работает. Для прослушивания можно воспользоваться программой Play­center, входящей в комплект поставки этой платы .

Эта звуковая карта оптимизирована на работу с четырьмя динамиками, однако она прекрасно работает и с двумя. В EAX превосходно реализован алгоритм для воспроизведения звука и через два динамика, поэтому, приобретя эту звуковую плату, поначалу можно использовать ее с имеющимися акустическими системами. Но наверняка вскоре возникнет желание послушать звук через четыре динамика .

Четыре динамика… Ого! Запустив игру Unreal EAX (специальная версия, поставляемая вместе с картой), мы были просто поражены: звуки стали действительно "нереальны"! И послышались изо всех углов, позади и сверху, то есть мы были просто внутри самой игры.

Кроме использования в играх, четырехколоночная система может быть полезна и в других случаях. Например, можно слушать Wav­файлы на задних динамиках и MIDI­композиции – на передних. Это хороший способ проверить, как голос или эффекты лягут на музыку, без длительного процесса наложения.

Кстати, о воспроизведении MIDI. Карточка имеет 64 аппаратных голоса и еще больше программных. Это определенно отличная MIDI­карта. При помощи технологии SoundFont, которую использует Live!, можно выбирать, сколько памяти следует использовать под проигрывание MIDI. Можно установить два, четыре и восемь мегабайт. Сэмплы инструментов загружаются в обычную оперативную память компьютера. Таким образом, чем больше выделяется памяти, тем лучше звучит MIDI в игрушках, да и не только в них (но и тем меньше памяти, собственно, остается для игрушек, да и не только для них. — Ред.). Кроме стандартных банков инструментов, имеющихся на сопровождающем компакте, начали появляться и сделанные музыкантами-энтузиастами. Зачастую они еще более повышают качество воспроизведения музыки.

Аудиоокружение — это модель, для создания которой вам предоставляются различные инструменты. Используя реверберацию и прочие эффекты, вы сможете смоделировать какой угодно тип комнаты. Например, при желании послушать свою любимую мелодию можно добиться такого звучания, как будто вы находитесь один в пустой комнате, либо в огромном концертном зале. С установками для наиболее популярных игр (таких, как Quake II и Unreal) можно добавить некоторые трехмерные эффекты и к играм, изначально не поддерживающим 3D­звук .

Для Sound Blaster Live! предусмотрена также плата расширения, которая включает в себя вход и выход MIDI, S/PDIF и цифровой выход. Она подключается к самой плате, используя обычный IDE­шлейф. Для нее не требуется дополнительный слот, она занимает только панель. Есть и существенно более дешевый вариант без дочерней платы (SB Live! Value).

Список характеристик карты настолько велик, что не представляется возможным опубликовать его в этой статье. Наиболее любознательным читателям стоит посетить Internet­сайт www.sblive.com, специально созданный для продвижения этой карты, и прочесть там все, что интересует.

Итак, отличная плата. Даже не жалко заплатить за нее $200 (если, конечно, они есть под рукой. — Ред.). Нам понравилось воспроизведение MIDI и наличие цифровых портов. EAX действительно хорош, добавляя к остальным качествам эффект 3D­звука. Если вы ищете достаточно гибкую карту, то эта карта великолепный выбор как для заядлого геймера, так и для профессионального музыканта. Можно выбрать Sound Blaster Live! и не искать себе больше ничего довольно-таки продолжительное время.

Если же такая сумма критична, а профессиональную звуковую студию создавать не нужно, то вполне оправданным выбором будет SB Value Live! На ней нет цифровых портов, зато есть EAX и все остальное. Тем более, что по цене она в наши критерии не вписалась (на момент написания этих строк плата стоила в Москве всего $85).

Montego A3Dxstream
Turtle Beach Systems

Конечно, нельзя судить об аудиокарте по коробке, но она действительно хороша. Ко всему прочему в комплект поставки входит игра Battlezone. Это все привлекает внимание потенциального покупателя и запечатлевается в его памяти. При входе в магазин коробка первой бросается в глаза, так что дизайнерам фирмы следует поставить "отлично". Открыв коробку, мы первым долгом отметили размер самой платы. Вообще говоря, все платы, базирующиеся на чипах Vortex Aureal A3D, имеют небольшие размеры. Этот цифровой сигнальный процессор отвечает за реализацию волнового и частотного синтеза, имеет 64 аппаратных голоса и 20 голосов в режиме Sound Blaster Pro. Эффект­процессор имитирует объемное звучание (A3D) на двух динамиках и включает такие эффекты, как ревербератор и хорус.

Montego A3DXstream ускоряет DirectSound, DirectSound3D и A3D API, за счет чего снижает загрузку CPU на некоторых из этих режимах работы. На плате установлен чип Vortex AU8820. Montego A3Dxstream имеет великолепный уровень сигнал–шум – лучше, чем 92 дБ, сэмплирование аудиопотоков до 48 кГц при общем уровне гармонических искажений 0.005%. Для любителей MIDI эта карта имеет до 64 голосов wavetable синтеза (32 аппаратных + 32 программных) с 4 Mбайт сэмплами инструментов, хранящихся в оперативной памяти PC и использующих динамическое кэширование для минимизации требования к RAM (для инструментов, которые уже используются).

Если по какой-либо причине использование встроенного wavetable­синтезатора нежелательно (например, жизненно важна экономия каждого байта памяти, или просто звук не нравится), можно подключить любой другой, поскольку A3D Xstream имеет WaveBlaster­совместимое соединение (немаловажный, но в последнее время редко встречаемый разъем. — Ред.). Конечно, кроме всего прочего, плата имеет аппаратный MPU­401 MIDI UART­совместимый интерфейс MIDI посредством игрового порта.

Интерфейсом джойстика (кроме дублирования интерфейса MIDI) поддерживаются аналоговые и цифровые типы джойстиков. Цифровой джойстик тем лучше, что в играх выполняет удаленный опрос текущей позиции без вмешательства центрального процессора.

Другим интересным свойством является порт расширения S/PDIF, который стыкуется со специальной картой расширения S/PDIF с декодером Dolby Surround AC­3 для записи и воспроизведения цифрового аудио.

Кроме вышеупомянутой игры Battlezone, в комплект поставки карты Montego A3DXstream входит и другое, весьма полезное программное обеспечение. Известно, что компания Turtle Beach объединилась с компанией Voyetra, которая производит программное обеспечение, так что теперь все аудиокарты комплектуются набором программных средств для визуализации звука. С помощью программы MIDI Orchestrator Plus (MIDI Sequencer) можно прослушивать MIDI­композиции и добавлять различные эффекты воспроизведения .

Программа AudioStation 2 позволяет сосредоточить в одном центре проигрыватель компакт­дисков, файлов с расширением Wav и MID. К тому же в ней имеется свой собственный микшер.

Есть и развлекательные программы для самых маленьких (да и для существенно старших тоже). С помощью программы Music Games можно потренировать свой музыкальный слух и даже вместе со своими домочадцами сыграть в игру "Угадай мелодию".

Можно даже почувствовать себя настоящим музыкантом, запустив программу Jam Grid, где предварительно определив стиль исполнения, наполнять содержание композиции выбранными по своему усмотрению сэмплами и эффектами. Понравившуюся мелодию можно сохранить в файле формата MIDI . С помощью программы AudioView можно создавать и редактировать Wav­файлы и озвучивать ими события Windows.

В комплект с картой поставляются драйверы для популярных операционных систем: Windows 3.1/95/98/NT4.0. Утилиты и драйверы, прилагающиеся к плате, нарекания не вызывают, так как действительно хорошо сделаны.

В общем-то, карта и так устанавливается без особых проблем, однако к ней вдобавок поставляется хорошее и полное описание, которое дублируется и в электронном виде. Обычно, когда мы устанавливаем какую-либо новую плату в компьютер, то прибегаем к документации, когда что-то не работает. Не работать карта может лишь тогда, когда неправильно были установлены драйверы под нее. Например, ни в коем случае не следует применять драйверы устройств от других карточек, пусть даже они сделаны на том же аудиочипе.

После установки карты мы проверили ее в играх. В Unreal и Battlezone карта сильно опередила MaxiSound по степени реалистичности звука, хотя последняя использовалась в режиме Surround с четырьмя динамиками. Все дело в технологии A3D, эффект от которой на звук в играх можно сравнить разве что с революцией, вызванной появлением 3Dfx-акселераторов.

Montego A3D Xstream аппаратно поддерживает все функции DirectX. Благодаря наличию 18-разрядных конвертеров, аудиокарта воспроизводит чистый звук высокого качества. Прекрасное звучание MIDI — заслуга 64-голосого волнового синтезатора. Кстати, к карте можно подключить голосовой модем, что не замедлит отразиться в начинающих появляться многопользовательских играх, где поддерживается "живое общение".

Эта карта устанавливается в свободный PCI-слот компьютера. Шина PCI позволяет звуковым картам увеличить поток передачи аудиоданных, в отличие от шины ISA. Эффективность и качество звука от этого сильно повышаются. Появляется возможность управления проигрыванием множественных аудиопотоков, как одним, т. е. вы можете прослушивать свою любимую композицию из файла формата MP3 и в то же время слышать звуковые сигналы Windows на различные события. Кстати, любая PCI-аудиокарта, например, такая, как Montego, увеличит число FPS в играх из-за снятия нагрузки с процессора, обслуживающего шину ISA.

В Windows 95 PCI­аудиокарта полностью поддерживает совместимость с Sound Blaster, как в окне DOS, так и в режиме "real mode".

Пока писался этот обзор, фирма Aureal начала-таки отгрузку нового чипа Vortex2 с технологией A3D 2.0, а компания Turtle Beach сразу же сделала на нем карту следующего поколения — Montego II. (Да… Видимо, никто из производителей аудиокарт не собирается не только сдавать свои позиции, но и вообще приостанавливаться, чтобы чуть-чуть поберечь измученные постоянными апгрейдами кошельки пользователей. — Ред.) А подробнее прочитать о ней вы можете на сайте компании: http://www.tbeach.com.

Sound Track 128 DDMA Ruby
Hoontech

По данным фирмы Hoontech, эта аудиокарта была разработана для поддержки чипсетов Intel 430TX и 440BX с DDMA, а также для поддержки 430VX, 430HX и 430FX. (А пользователи альтернативных чипсетов совсем не интересуют фирму? Или она просто мысли правильно формулировать не умеет? — Ред.)

Чипсет Crystal обеспечивает чистое и мощное, высокого качества аудиозвучание с 20­битным ЦАП­АЦП. Эта аудиокарта поддерживает четыре динамика для обеспечения трехмерного звука, трехмерного MIDI, эффекта Surround и т.д. Заявленное отношение сигнал–шум — 96 дБ.

Мы можем сказать, что полностью удовлетворены этой картой. Ее можно рекомендовать для покупки тем, кто без качественной музыки не мыслит свое существование. Однако процесс установки карты занял у нас достаточно много времени (что же в таком случае делать тем, кто не обязан по долгу службы постоянно рыться в компьютерах. — Ред.). Карта ни в какую не хотела воспроизводить звук. Мы меняли слоты из-за того, что видеокарта использовала то же прерывание, что и аудиоплата, по-разному устанавливали драйверы, и все это заняло у нас практически целый день, пока, наконец, она не издала звук. Если вы когда-нибудь столкнетесь с установкой этой карты, имейте в виду, что обязательно должна быть установлена программа поддержки K128 и желательно, чтобы ее запуск осуществлялся в первой строке загрузочного файла autoexec.bat.

Карта выполнена на базе цифрового сигнального процессора Dream SAM9407, который обеспечивает быстродействие, равное 50 миллионам инструкций в секунду. Эта плата совместима с Sound Blaster Pro, Windows Sound System (WSS) и MPU­401 (стандартный джентльменский набор). Звуковые банки синтезатора загружаются в оперативную память, которая устанавливается непосредственно на плате. Для этой цели подходят стандартные модули памяти (SIMM 60ns 72­pin), от 4 до 32 Мбайт. Признаться честно, наличие ОЗУ на плате привело нас в сильное замешательство. Согласно всем последним звуковым стандартам, его там не должно быть ни в коем случае. Да и что-то не охота тратить дополнительные деньги на покупку сильно подорожавших в последнее время (из-за резкого сокращения производства) модулей SIMM.

Два стереовхода, вход микрофона, порт джойстика (MIDI). На самой плате имеются дополнительные входы для видео и аудио. Два стереовыхода могут конфигурироваться для использования в режиме домашнего кинотеатра или для системы из четырех динамиков.

Варьируя установки аудиомикшера, такие, как четырехполосный эквалайзер, хорус, реверберация и эхо, и, используя тонкую подстройку фильтров (резонансного и режущего), можно добиться любого желаемого звучания для любого аудиоисточника .

Вообще в комплект поставки входит достаточно много программ для микширования. Здесь можно выбирать, какой аудиомикшер вам по душе. Есть микшер с расширенными свойствами и для профессионалов, в котором можно вручную перенаправлять выходы и входы аудиосигналов и многое другое . Очень понравился интерфейс программ.

А при помощи программы MIDI Font Editor можно создавать свои собственные MIDI fonts и банки из Wav­файлов.

Вообще аудиокарта Sound Track 128 DDMA Ruby имеет различное программное обеспечение, такое, как двух- или мультиканальный Wave Recorder, Wave Editor, 3D Doppler Sound, тщательно проработанные программы микширования аудиопотоков, 4 Way MOD Player и т. д. Кстати, заслуживает внимания и мультимедиа-проигрыватель. Он очень прост и удобен в работе, к тому же не в ущерб функциональности .

Программа Media Runner, работая как секвенсор, может редактировать MIDI- и Wav­файлы во время их воспроизведения. Следует заметить, что все программы для серии ST128 будут постоянно модернизироваться.

Guillemot Maxi Sound Dynamic 3D
Guillemot International

В отличие от предыдущих трех аудиокарт, Maxi Sound Dynamic 3D выполнена на шине ISA. Практически время этих устройств уже прошло, однако сегодняшние запросы пользователей они вполне выполняют. Более того, "старушка"­плата в общем и целом уступила новым PCI­картам совсем незначительно.

На карте имеется цифровой сигнальный процессор Dream, который поддерживает волновой синтез и имеет 64 аппаратных голоса. Таким количеством могут похвастаться очень немногие карты, причем большинство из них стоит существенно дороже. Плата одинаково хороша как для игр, так и для музыки. Ее воспроизведению MIDI­файлов могут позавидовать многие другие аудиокарты. Предусмотрена возможность подгружать дополнительные музыкальные банки. Ко всему прочему, на карте имеются эффект­процессор, который служит для имитации объемного звучания (Surround) при подключении четырех динамиков, четырехполосный эквалайзер, а также эффекты реверберации и хоруса. Аудиокарта имеет кодек на чипе ESS 1868, который является 16­битным АЦП­ЦАП. Поддерживаются стандарты GM, GS, Roland MPU­401 (UART), DLS, DirectSound, DirectSound3D, Sound Blaster, Sound Blaster Pro, ESS Audio Drive, Enhanced Full Duplex. Чип ESS AudioDrive, поддерживающий FM­синтез и 20 голосов в режиме совместимости с SB Pro обеспечивает необходимое качество при воспроизведении аудиофайлов в 16­битном аудиоформате. Это недорогой чип, который совместим с большинством самых известных операционных систем. Конечно, для профессиональной обработки и аудиозаписи эта плата не годится, но для домашней аудиостудии вполне пригодна. Заявленное соотношение сигнал–шум у этой карты – 85 дБ. Карта имеет встроенное ОЗУ объемом 2 Мбайт, которое при желании можно расширить до 18 Мбайт, подсоединив обычные 72­контактные модули памяти SIMM. Качество драйверов не вызывает нареканий, и карточка легко устанавливается на компьютер и сама распознается Windows. В комплект поставки входит хорошее программное обеспечение, включающее удобный секвенсор для начинающих Cakewalk Express, утилиты Maxi FX Dynamic 3D, Maxi Bank Downloader, Patch Editor, Bank Editor, Sound Impression , Internet Phone и игру Pod Gold.

Настроить звучание карты можно с помощью программы Effect Control . Здесь можно вручную выставить тип помещения, направленность акустических систем, включить различные эффекты либо загрузить готовое окружение из файла.

Для большинства популярных игр можно установить эффекты озвучивания с помощью утилиты Presets .

Помимо микрофонного выхода и игрового (MIDI) порта, на плате имеются три аудиовыхода: линейный — для передних колонок, усиленный и Surround — для задних колонок, которые предназначены для создания эффекта объемного звучания. Так что смело подключайте четыре динамика и наслаждайтесь звуками "домашнего игрового театра".

Однако следует все-таки добавить бочку дегтя в эту ложку меда. Карта, безусловно, хороша, стоит недорого и комплектуется хорошим программным обеспечением. Но практически все ее достоинства не могут компенсировать одного недостатка: использование шины ISA. Но тем, кого не пугают слова "морально устаревшее оборудование", она отлично подойдет.

Автор: Сергей Самарин (Третье измерение звука)
Источник: www.submarine.ru

Copyright © 1999-2000гг. "Internet Zone" & Nik Romanov. nikspase@mail.ru, nikspase@hotmail.ru,  http://www.izone.com.ua/
Hosted by uCoz