Главная
К библиотеке


wpe3C.jpg (3153 bytes)

  Интернет для бедных Часть 2.
Увидеть в обыденных вещах неожиданные стороны
могут немногие. Воспользоваться ими – единицы.
Из наблюдений

паутинка

Получить доступ к ресурсам Всемирной Сети Интернет и при этом не платить за каждую минуту нахождения в Сети. Возможно ли это? Оказывается, возможно. Потому что не обязательно иметь он-лайн доступ ко Всемирной Паутине для того, чтобы получать из Сети интересующую информацию. В первой части статьи как раз и был начат разговор о том, как это сделать на практике при минимальных затратах.

Напомню, что в прошлый раз было рассмотрено, как можно работать с ресурсами Сети Интернет, имея всего-навсего доступ к электронной почте. Мы с вами выяснили, что для этого существуют особые программы-роботы, которые по запросу пользователя осуществляют доставку по электронной почте заказанных материалов. Эти сервисы абсолютно бесплатны, а управление роботами осуществляется путем передачи команд по электронной почте. Мы даже рассмотрели особенности работы с парой таких сервисов, расположившихся по адресам agora@dna.affrc.go.jp и data@downloadslave.com. На самом деле количество таких служб в Сети гораздо больше. Просто упомянутые две были протестированы и оказались работоспособными на момент опубликования статьи. Дело все в том, что многие почтовые сервисы, позволяющие по запросу извлекать из Сети требуемую информацию, размещаются на университетских серверах или серверах различных организаций и управляются энтузиастами. Зачастую сервис становится настолько популярным, что постоянные обращения к нему начинают перегружать сервер. В этом случае велика вероятность того, что “доброволец”, попросту говоря, “получит по шапке”, а служба будет закрыта.

Именно поэтому ответные письма многие сервисы начинают с просьбы не злоупотреблять возможностями системы и ограничивать круг поисков академическими и научными материалами. Но покончим с грустным и обратимся к практической стороне дела.

В первой части статьи мы с вами, в основном, рассматривали возможность получения содержимого web-страниц. Теперь же поговорим о том, как можно заказать требуемые файлы с общедоступных ftp-серверов. Напомню, что сама аббревиатура ftp расшифровывается как File Transfer Protocol (протокол передачи файлов). Обращаясь к ftp-серверу, пользователи получают доступ к файловому архиву и имеют возможность загружать требуемые файлы к себе на компьютер. Строго говоря, для получения доступа требуется указание имени пользователя и пароля. Существуют, однако, и общедоступные ftp-серверы, для доступа к которым не требуется знания уникального имени и пароля. Вместо них, как правило, достаточно указать в качестве имени (login) – anonymous, а в качестве пароля доступа (password) – адрес электронной почты.

Вроде бы все ясно. Осталось только узнать, каким образом можно добраться до ftp-сервера, не имея он-лайн подключения к Сети. Для начала можно воспользоваться уже упоминавшимся адресом data@downloadslave.com. Эта служба одинаково легко работает как с обычными web-страницами, так и с ftp-cерверами. Об этом уже говорилось в первой части статьи. Там же обсуждались преимущества и недостатки этого сервиса. Повторяться смысла нет, поэтому теперь обратимся к специализированной службе, ориентированной именно на доставку файлов с ftp-серверов.

Для того чтобы получить инструкцию с правилами пользования сервисом, достаточно отправить пустое письмо по адресу ftpmail@dna.affrc.go.jp. В заголовке, в строке Subject (тема) указать слово help. Пришедший ответ будет содержать подробную инструкцию о командах, при помощи которых можно дать понять роботу, что, собственно, от него требуется.

Давайте же посмотрим, что это за команды и как можно заказать интересующие нас файлы.

Для начала следует обратиться к ftp-серверу, задав следующую команду:

open ftp://<адрес> anonymous <e-mail>

Такая структура команды подходит для общедоступных ftp-серверов. В качестве е-mail адреса следует указывать собственный почтовый адрес, а anonymous, как уже говорилось выше, заменяет имя пользователя (login) для получения доступа. Ясно, что при обращении к ftp-серверу, не допускающему анонимного доступа, следует указывать уникальные имя и пароль. Если они вам известны, конечно.

После указания адреса сервера, к которому будет обращаться по нашей просьбе программа-робот, надо сказать, что, собственно, мы хотим получить с этого сервера. Для этого используется команда такого вида:

get <адрес файла>

Конечно же, нужно знать точный адрес запрашиваемого файла. Чуть ниже мы рассмотрим, как это можно сделать, если адрес неизвестен. В том случае, когда адрес файла был упомянут, например, в Интернет-обзоре, то его-то (адрес, а не обзор...) и нужно указать в письме.

Наконец, закончить письмо следует командой quit. Она становится обязательной, если обслуживающая вас почтовая служба имеет обыкновение приписывать пару-тройку рекламных слов в конце письма. Весь текст после quit робот будет игнорировать.

Таким образом, “типичное” письмо для получения с общедоступного ftp-сервера по адресу ftp://<адрес сайта> некоторого файла с именем file.txt, путь до которого точно известен, будет иметь примерно такой вид:

open ftp://<адрес сайта> anonymous e@mail
get ftp://<адрес сайта>/<имя каталога>/file.txt
quit

Дальше остается отправить письмо по адресу ftpmail@dna.affrc.go.ip. Через пару минут придет ответное послание, в котором робот сообщит о постановке запроса в очередь на выполнение, укажет уникальный идентификационный номер запроса (он нужен для того, чтобы, в случае необходимости, до момента исполнения поручения снять задание из очереди), а также сообщит присвоенный запросу приоритет исполнения. Письмо, в общем-то, не особо и нужное. Его можно сразу стереть, чтобы лишнее место в почтовом ящике не занимало. Хотя идентификатор запроса на всякий случай лучше записать. Почему, станет ясно позднее.

Основное письмо придет, может быть, через 10 минут, а может, и через час. В этом послании робот сообщит о своих попытках выполнить полученное задание. Если все получилось, то к письму будет приложен запрашиваемый файл. Если получилось не все, то робот сообщит, что, собственно, у него не вышло. То ли не удалось подключиться к указанному серверу (либо он перегружен, либо адрес был указан неправильно), то ли возникла ошибка при идентификации пользователя ftp-сервера (надо проверить пароль и имя) и т. д. В любом случае второе письмо надо внимательно прочитать и, при необходимости, исправив ошибки, дать роботу новое задание. Кстати, невозможность подключиться к серверу не означает того, что робот прекратил попытки. Очень может быть, что заказанный файл окажется у вас в ящике через сутки. Именно так и произошло при подготовке этого материала. Дело в том, что для тестирования работоспособности сервиса роботу было дано задание запросить файл с одного из ftp-серверов. Последний, по-видимому, был перегружен, и бедняга-робот в течение почти целых суток “бомбардировал” почтовый ящик сообщениями о своих неудачных попытках “достучаться” до сервера. Тут бы задание “взять и отменить”, да на беду письмо с указанием уникального идентификационного номера запроса уже было стерто. Сам номер, конечно же, нигде записан не был. Пришлось терпеть и ждать. Интересно, а если бы сервер и дальше не отвечал, робот до сих пор продолжал бы ящик своими “рапортами” засорять?

Помимо уже рассмотренных можно использовать еще несколько полезных команд. Так, например, для того чтобы не набирать несколько раз адреса файлов, лежащих в одном каталоге на указанном вами сервере, удобно воспользоваться командой:

cd <адрес>, где <адрес> – путь к каталогу, где лежат файлы.

Далее для заказа каждого из нескольких файлов достаточно задавать команду get с указанием имени конкретного файла, а не всего пути до каждого файла.

При помощи команды dir можно получать данные о содержимом текущего каталога.

Ответ будет содержать детальный список файлов и подкаталогов, входящих в состав текущего каталога. Кстати, именно при помощи последовательных запросов по команде dir можно, в конце концов, определить точный путь к требуемому файлу.

Наконец, задать максимальный размер прикрепляемого к письму файла удастся при помощи команды size. Указанное в команде число определяет размер файла в килобайтах (после числа поставить “К“) или мегабайтах (обозначить “М“).

Полный перечень команд, как уже говорилось выше, можно получить, послав письмо-запрос, в котором в качестве темы указано слово help.

Таким образом, мы с вами уже научились “добираться” до интересующих нас web-страниц и получать в почтовый ящик требуемые нам файлы. При этом исключительно посредством электронной почты. И все же... До сих пор предполагалось, что мы с вами точно знаем адрес той или иной web-страницы или нам известен точный путь до файла, хранящегося на ftp-сервере. Однако зачастую на практике это не так. И материалы по интересующей теме нужно разыскивать в Сети, используя поисковые сервисы. Что же делать? Главное, не стоит расстраиваться. Сейчас мы с вами научимся искать в Сети требуемую информацию, опять-таки используя одну только электронную почту.

Для этого нужно воспользоваться услугами, которые предоставляет уже знакомый нам сервис Agora (agora@dna.affrc.go.jp). Искать при этом можно, обращаясь к ресурсам таких известных поисковиков, как Yahoo!, Lycos, Alta Vista и кое-каких других. Послать запрос любому из этих поисковых сервисов не так уж и сложно. Нужно только знать, как.

Итак, Yahoo!. Наверное, крупнейший в Сети каталог ссылок. Для того чтобы заказать в нем поиск материалов по искомой тематике, нужно в теле письма, направляемого в службу Agora, указать следующую строку:

send http://search.yahoo.com/bin/search?p=abc

Вместо abc после знака равенства нужно вставить то ключевое слово, по которому осуществляется поиск. В том случае, если поиск ведется не по одному слову, а по фразе, например, hard drive, то между словами ставится знак “+”. Запрос в этом случае будет выглядеть вот так:

send http://search.yahoo.com/bin/search?p=hard+drive

После его посылки, минут через пять-десять, придет ответ. Вся информация будет содержаться в теле письма. Тут будет указано количество найденных документов, категории к которым они относятся и, конечно же, ссылки на сайты. Последнее как раз то, что нам и нужно было получить от поисковика. Сложностей возникнуть не должно.

Синтаксис запроса к каталогу Lycos имеет несколько иной вид:

send http://www.lycos.com/cgi-bin/pursuit?query=hard+drive

Приверженцы поисковой машины Alta Vista могут сформулировать свой запрос таким вот образом:

send http://altavista.digital.com/cgi-bin/query?pg=q&what=web&fmt=.&q=hard+drive

Как известно, Alta Vista – одна из немногих “буржуйских” поисковых машин, “обученных” искать по-русски. То есть в качестве ключевого слова в запросе можно указывать не только английские слова и термины, но и русские слова. Это оказывается очень удобным, например, при поиске русскоязычной статьи по определенной теме или какого-нибудь реферата.

Еще один очень быстрый поисковый сервис – Google. В индексной базе этой поисковой машины содержатся сведения о более чем миллиарде страниц (по некоторым данным – это самая большая база в Интернете). К сожалению, в отличие от Alta Vista русскоязычные запросы обрабатывает не совсем корректно. Синтаксис запроса:

send http://www.google.com/search?q= hard+drive&num=10

Наконец, можно послать запрос в специализированные поисковые службы, которые обрабатывают запрос, размещая его одновременно в нескольких поисковых сервисах. Это, например, MetaCrawler, который одновременно работает с Lycos, Infoseek, WebCrawler, Excite, Alta Vista и Yahoo!. Полученные в результате поисков результаты приводятся к единому формату, сортируются по степени их соответствия запросу и после этого предоставляются пользователю. Строка запроса, включаемая в тело письма, имеет следующий вид:

send http://www.metacrawler.com/crawler?general=abc&method=0

Вместо abc ставится ключевое слово, по которому и осуществляется поиск.

Полный перечень поисковых сервисов, с которыми работает Agora, а также описание языка запросов, используемого при работе с этой службой, можно получить, направив по адресу agora@dna.affrc.go.jp пустое письмо. Не забудьте указать в заголовке в качестве темы письма слово help.

Как видите, даже имея всего-навсего доступ к электронной почте, можно, проявив некоторое терпение, войти в Интернет “с черного хода”. Рассмотренные в статье примеры не исчерпывают всех возможностей, которые, при умелом пользовании, реализует для пользователя электронная почта. Ведь помимо упомянутых сервисов, существует еще целый ряд служб, предоставляющих различного рода информационные услуги владельцам электронных адресов. Так, например, можно получить обстоятельные рекомендации по поиску в Интернете электронного
(а иногда и реального) адреса интересующей вас персоны. Правда, справедливы эти рекомендации оказываются, в основном, для жителей “цивилизованного Запада”. Соответствующее послание (точнее сразу два) можно получить, направив по адресу mail-server@rtfm.mit.edu электронное письмо, в тело которого включена следующая строка:

send usenet/news.answers/finding-addresses

Пришедшие рекомендации (состоят из двух отдельных писем) будут содержать исчерпывающую информацию о разнообразных способах поиска адреса приятеля, “потерявшегося” на бескрайних просторах Сети. Тут упоминается целый перечень сайтов, которые могут помочь в этом нелегком деле. Даются ссылки на весьма экзотические “адресные книги” и “телефонные справочники”, раскиданные в Интернете. Одним словом, очень познавательное чтиво. Правда, на английском языке.

По тому же самому адресу mail-server@ rtfm.mit.edu можно направить письмо, в теле которого указать строку:

send usenet/news.answers/internet-services/fax-faq

В этом случае в ответ придет послание, содержащее методические указания о том, как через Интернет можно посылать факсимильные сообщения абонентам, проживающим в различных странах мира. Информация может оказаться полезной для тех, кто имеет деловых партнеров или друзей за границей и при этом не хочет тратиться на отсылку им факсимильных сообщений. Письмо, правда, будет опять на английском языке.

Наконец, пользуясь только электронной почтой, можно принять участие в своеобразном развлечении. Это так называемый “Интернет-Оракул” (“The Internet Oracle”). Суть игры состоит в анонимном обмене шутливыми ответами на различные вопросы, которые задают “Оракулу” участники игры. Чем-то это напоминает игру в вопросы-ответы, когда один участник дает ответ на вопрос, заданный другим игроком, не видя самого вопроса. Подобной игрой развлекаются на занятиях нерадивые школьники и “умудренные жизнью” студенты. Не слишком сложно, но получается иногда забавно. Для того чтобы поучаствовать в этом “международном развлечении” нужно послать письмо-заявку по адресу oracle@cs.indiana.edu. В качестве темы (поле Subject) обязательно указать слова “tell me Oracle”. А в теле письма нужно задать вопрос, ответ на который хотелось бы получить у “Оракула”. Полный текст правил и описание игры можно получить, если послать по этому же адресу письмо с темой help. Ну а тем, в ком вдруг проснулось желание самим выступить в роли оракула, достаточно отправить письмо с темой “ask me” или “askme”. Система пришлет вам вопрос, на который нужно дать забавный или неожиданный ответ.

Надеюсь, рассмотренный в статье краткий перечень возможностей, которые предоставляет пользователю электронная почта, убедил вас в том, что при определенном старании этот весьма, казалось бы, обычный и абсолютно освоенный инструмент сетевого общения можно использовать совершенно нетрадиционным образом. Главное – не пугаться неожиданных подходов к, казалось бы, уже хорошо известным вещам и, конечно же, проявить немного терпения при освоении “новых” возможностей “старого” инструмента.

Ильдар Кутыев Kutiev@mail.ru

Материал с сайта http://www.atlant.ru

Hosted by uCoz