Главная
К библиотеке


Особенности национального net-бизнеса


Ольга Хадиева

В последнее время в среде интернет-бизнесменов появилось модное словечно - "контент-провайдинг" (от англ. сontent – содержание). Чем он отличается от всем известного ISP (Internet Service Providing) и какое такое содержание поставляет, - многие, наверное, уже знают. Зато всем будет познавательно узнать, как контент-провайдеры зарабатывают деньги.

Помимо услуг подключения к глобальной сети Интернет, существует еще два важных направления в сфере интернет-бизнеса . Это контент-провайдинг и электронная коммерция.

Что касается электронной коммерции, то сразу сделаем оговорку: как бизнес она существует лишь на Западе. В России на сегодняшний момент пока нет универсального способа платежа в Интернете, то есть такой системы оплаты товаров и услуг, которая была бы доступна и применима для всех пользователей в любой точке страны через Интернет. Поэтому нельзя говорить о существовании электронной коммерции. Существуют локальные (или точнее региональные) точки электронной коммерции в отдельных городах (например, в Москве); товар, проданный через Интернет, может быть доставлен услугами специальных компаний либо по почте и оплачен, к примеру, наложенным платежом. Но помимо отсутствия единой и развитой платежной системы в рамках Сети, существуют и чисто психологические факторы, тормозящие развитие e-commerce, такие, как отсутствие у наших граждан традиции заказа через каталоги и, главное, их недоверие к покупкам такого рода.

Несколько компаний сегодня вкладывают крупные инвестиции в разработку подобных платежных систем. Уже разработаны своего рода прототипы. Разумеется, наиболее преуспевают в этом западные инвесторы, стремящиеся освоить российский Интернет-рынок в период его становления. В частности, некий американский фонд под названием … вкладывает в одну из таких разработок около миллиона долларов. Обстоятельства складываются таким образом (все идет к тому), что уже в течение полугода в российском Интернете единая платежная система появится, и по нашим прогнозам произойдет это не менее чем через полгода.

Контент-провайдерами называют обычно Интернет-проекты, поставляющие при помощи веб какую-либо информацию бесплатно или за деньги. В российской части Сети наиболее распространен именно первый вариант. Развитие платного сектора в контентной индустрии в России сдерживается прежде всего относительно небольшим числом Интернет-пользователей в стране. Платная информация, как правило специализированная (например, финансово-экономическая), предоставляется ограниченным числом Интернет-ресурсов, чья аудитория имеет на то потребность и потому готова за эту информацию платить. Для реализации услуг, как правило, используется механизм подписки - публикации, реже - оплата времени работы или объема полученных данных. По данным РОЦИТ, наиболее популярна информация, продаваемая информационными агентствами: "РосБизнесКонсалтинг" (http://www.rbc.ru), "ФинМаркет" (http://www.finmarket.ru), МФД (http://www.mfd.ru/), "Консультаций и деловой информации" (http://www.akdi.ru/), некоторыми СМИ, например газетой "Moscow Times", а также брачными агентствами, службами знакомств и онлайновых развлечений (эротика и игры).

Спрашивается, о каком бизнесе может идти речь, если контент бесплатен? Тем не менее, именно этот сегмент Интернет-рынка в России сейчас находится под пристальным оком западных инвесторов. Что же их более всего в нем привлекает и какие критерии являются показателями выгодности вложения денег?

На самом деле создание бесплатного и даже платного контента в российском Интернете на данный момент действительно чрезвычайно невыгодное дело. Хотя один важный источник дохода все же существует – продажа рекламы. С другой стороны, контент-бизнес привлекателен тем, что очень дешев по затратам относительно, скажем, телевизионного или газетно-журналого бизнеса. И третий момент, весьма важный: в российском Интернете, как уже было сказано, подготавливается почва для создания и развития рынка электронной коммерции. Сыграть на этом сейчас (то есть определить, какие из существующих сегодня проектов имеют наибольшие перспективы с точки зрения онлайновой торговли, обладают всем необходимым потенциалом, чтобы сформировать вокруг себя “ядро” будущей торговой электронной сети, и вложить в такие проекты относительно небольшие средства) означает в будущем приобрести многократно приумноженные источники дохода.

Теперь попробуем заглянуть в мастерскую контента и проанализировать, как “делается” этот бизнес.

Как появляются и развиваются контенты-проекты?

Для начала попробуем ответить на вопрос: с какой целью создаются веб-проекты? Целей может быть много, например, поддержание или укрепление имиджа той или иной фирмы. Для компаний, работающих в области информационных технологий и коммуникаций крупный и качественно выполненный корпоративный сайт давно уже стал играть роль визитной карточки. Сегодня эту традицию активно заимствуют любые коммерческие организации, имеющие клиентов: медицинские центры, дома моды, автомобильные сервисы, рекламные агентства, туристические бюро, а также политические и общественные организации. Наличие на рекламных проспектах и визитках адреса веб-сайта и электронной почты с собственным доменным именем повышает имидж представителей организации.

Кстати, корпоративный сайт, созданный с целью поддержания имиджа и предоставления подробных сведений о фирме ее потенциальным клиентам, может постепенно выйти за рамки интересов самой фирмы и перерасти в серьезный контент-проект, содержащий массу полезной и важной информации в той области, в которой специализируется данная фирма (пример - www.oldi.ru , продавец компьютеров).

Другая цель и соответственно тип сайта – так называемый промосайт. Например, компания "Рено" специально для продвижения своей новой марки автомобиля создает соответствующий ресурс в паутине.

Третий вариант, который при определенных условиях также может приобрести форму веб-проекта – частная домашняя страница. Страницы создаются обычно для самопрезентации (программистам и веб-дизайнерам homepage заменят резюме), ради развлечения, общения, самоутверждения и др. Если страница становится интересной уже для тысячи человек, можно говорить о появлении проекта. Уникальный пример – сайт Омен.РУ, читайте в приложении.

Четвертая задача – создание различных механизмов навигации по веб (поисковые системы, Интернет-каталоги и т.д. В чистом виде такие проекты сегодня уже практически не существуют, все они стремятся обзавестись разнообразным полезным контентом (новостями, развлечениями и др.). Примеры: Апорт (www.aport.ru ), Rambler (www.rambler.ru ), @Rus (www.atrus.ru ).

Наконец, пятая цель - это контент-провайдинг в чистом виде. Здесь также присутствует своя “градация”: информационно-деловые сайты (РБК), онлайновые СМИ (www.gazeta.ru), развлекательные ресурсы (www.omen.ru ), тематические порталы (Кирилл и Мефодий, www.km.ru).

Если цель проекта определена, к ней желательно добавить еще и идею, такую, которая позволит сделать этот проект уникальным. Для решения этой задачи обычно привлекаются талантливые известные люди, имеющие не только опыт по созданию таких проектов, а главное способные чутко ощущать интересы, настроения и потребности быстро растущей российской Интернет-аудитории.

Допустим, у нас есть цель, есть идея, теперь нужны средства. Каково минимальное количество ресурсов, необходимых для создания конкурентноспособного веб-проекта?

Если речь идет о создании обыкновенного контент-сайта, не требующего привлечения высококвалифицированных специалистов, способных создавать сложные программные модули, а также наличия мощной аппаратной платформы, то несколько десятков тысяч долларов плюс грамотная маркетинговая кампания позволят сегодня сделать проект, который в будущий век электронной коммерции, вероятно, можно будет продать тысяч за двести.

Виртуальный штат

Что интересно, для создания такого сайта не потребуется набирать большой штат сотрудников (в отличие, например, от редакции газеты или журнала). Редактор, веб-дизайнер, программист, менеджер, а в целом не более шести-семи человек – вот и вся команда. Все остальные люди, участвующие в проекте – внештатники, или, как это модно говорить в онлайн-среде, – аутсорсы (от англ. outsource, внешний источник). Нельзя не отметить, что Интернет сегодня постепенно начинает делать революцию в принципах организации труда. Какие выгоды дает виртуальный штат? Прежде всего материальные. Работодателю аутсорс обходится дешевле как по зарплате, так и по организационным издержкам: не надо тратить деньги на дополнительную рабочую площадь в офисе, покупку компьютера, платить лишние налоги. Выгодно и самому аутосорсу: его рабочее время не фиксировано, он может с помощью своего одного компьютера и доступа в Интернет одновременно иметь несколько мест работы, при этом в комфортных домашних условиях, за чашечкой кофе и т.д. Характерно, что виртуальные сотрудники могут находиться как в одном городе с работодателем, так и в любом из многочисленных городов нашей необъятной страны, где есть доступ в Интернет, а также за ее пределами.

Другой вопрос, а можно ли извлекать доход из веб-проекта уже сейчас? Можно, хотя он далеко не до конца будет покрывать издержки. И если вложить в проект не десятки, а сотни тысяч долларов, причем только в его раскрутку. То есть на современном этапе развития российского Интернета ситуация такова, что любой крупный веб-сайт (например такого уровня, как поисковая система) “по умолчанию” будет являться неприбыльным. Единственный серьезный источник дохода сегодня - продажа рекламы – не может окупить расходов на поддержание проекта в силу того, что услуги Интернет-рекламы стоят несоизмеримо дешево по сравнению, например, с Западом. Грубо говоря, если забить рекламой все страницы поисковой системы Апорт и результаты поиска на ней баннерами (как, в общем, сейчас и происходит), это все равно не окупит весь бюджет на разработку технологий, зарплату сотрудникам, программистам, оборудование и т.д.

Тем не менее средства вкладываются, причем не малые. И как уже было замечено, деньги платятся с расчетом извлечения впоследствии колоссальных прибылей за будущие площадки для электронной торговли. Есть также еще один немаловажный мотив вливания крупных сумм в строительство российского Интернета. Сегодня Интернет уже практически признали разновидностью СМИ и не случайно: в обстановке идущих одна за другой двух предвыборных кампаний Рунет уже успел наглядно продемонстрировать свои возможости. Итак, ставка делается также на новый канал воздействия на массы.

После создания и запуска проекта, набора команды и технического оснащения наступает очень важный этап – проведение маркетинговой кампании или, проще говоря, “раскрутка” проекта. Основная задача раскрутки – увеличение ежедневной и постоянной аудитории сайта.

Баннерная реклама

Первый инстумент, который имеется в арсенале владельца сайта, желающего его раскрутить, - баннерная реклама. Которая всех уже достала. И тем не менее по-прежнему работает, особенно если запускать баннеры милллионами и знать некоторые хитрости в создании баннеров.

По сравнению с прошлым годом российский Интернет действительно перенасыщен баннерной рекламой. Если в 1998-99 гг нормальным показателем считался CTR 3-4%, то сейчас 1% - (один из ста увидевших баннер нажимают на него) – это уже хорошо.

Задача баннера – привести пользователя на сайт. Останется он на сайте или нет – это уже зависит от выполнения сайта. Что касается хитростей – вдаваться в подробности не будем, здесь дело профессионалов, однако об одной важной детали все же стоит упомянуть: баннеры должны рекламировать не сайт, а его содержимое, причем наиболее привлекательные моменты. И этот факт еще раз подчеркивает сегодняшнюю роль контента в российском Интернете.

Сам рынок Интернет-рекламы растет в геометрической прогрессии. В январе этого года его объем составил примерно $200,000, в феврале - $300,000 (50% рост). В марте, думается, это цифра дойдет до $400,000, а в целом за этот год объем рынка составит около 3-4 миллионов долларов. Хотя это наши личные предположения, которые не совпадают с прогнозами ряда финансовых организаций, посчитавших, что весь рынок рекламы в 2000 г. в Интернете составит чуть более двух миллионов.

Рост объема рекламного рынка в Интернете означает не только увеличение количества рекламы, но и постепенный подъем цен. Очевидно, что с каждом месяцем стоимость баннерной рекламы будет расти, как и себестоимость всего российского Интернета в целом.

С какими препятствиями сталкивается владелец сайта, заказывающий рекламную кампанию в баннерных сетях?

Прежде всего, многие баннерные сети до сих пор не имеют четкой системы регулирования баннеров. Если самим заниматься разработкой и созданием баннеров, никогда нельзя быть уверенным наверняка, пропустят тот или иной баннер в сеть или запретят его "из цензурных соображений". В этом плане баннерные сети зачастую ведут себя непоследовательно. Вот, к примеру, два идентичных баннера от разных заказчиков. Один беспрепятственно выходит в "свет", другому "преграждают дорогу". Или другая ситуация. Вы отправляете на проверку баннер в полной уверенности, что его не пропустят. И его пропускают. А другой, совершенно невинный, по непонятным Вам причинам зарубают. Ну где здесь логика? На все Ваши вопросы к руководству баннерной сети ответ одинаков: наш системный администратор просмотрел баннер и решил запретить его показы в нашей сети. То есть хочу - пускаю, хочу не пускаю. Конечно, далеко не все баннерные сети поступают так, многие имеют список конкретных правил - ограничений, а где-то нет вообще никакой цензуры. Тем не менее проблема существует.

Единственный способ решить ее - решить ее на личном уровне, то есть обратиться к дяде Феде - директору "сетки" и вежливо или слезно, либо каким другим тоном попросить пропустить баннер.. Надо заметить, что "дядя Федя" уступит лишь крупном заказчику, от чьих заказов зависит рейтинг сети.

Другой недостаток рекламы в баннерных сетях - неспособность последних выполнить свои обязательства перед клиентами. Например, вместо обещанных 100 тысяч показов за сутки, фактически баннер прокручивается не более 15000 раз, обещается осуществлять целевую прокрутку баннеров по Сети (то есть с учетом времени суток, географии и тематики), а исполняется "как получится" и т.д., не говоря уже о том, что в последнее время многие баннерные сети подозревают в недостаточной правдивости предоставляемой ими статистки. По этой причине планировать рекламную кампанию в баннерных сетях очень непросто. И хотя в общей структуре маркетинга значение баннерной рекламы можно оценить где-то на 25%, это далеко не главный инструмент продвижения веб-сайта.

Само по себе паутинное устройство сетевого пространства предоставляет массу легких и удобных способов рассказать о своем проекте. Зарегистрировавшись во всевозможных поисковых системах, каталогах и счетчиках, необходимо позаботиться о том, чтобы информация о проекте в виде "кнопок" и ссылок мелькала в Интернете везде, где только можно. Для этого одни сайты часто кооперируются с другими, на взаимовыгодной основе обмениваются ссылками, снабжают друг друга полезным контентом и т.д. Все участники Сети связаны между собой единой цепочкой, а пользователь, приходя на один сайт, условно говоря, попадает сразу во все Интернет-сообщество.

PR

Помимо качественного и интересного контента пользователей привлекают развлекательные акции: конкурсы, игры и т.п.

В последнее время большой популярностью стали пользоваться массовые "офф-лайновые" мероприятия, привлекающие внимание широкой публики и СМИ к Интернет-проектам. Одна из недавних акций, получившая громкий резонанс в обществе, была связана с проектом Молоток.РУ (http://www.molotok.ru/), наиболее известным виртуальным аукционом в Рунете. "Молоток" устроил очень шумную и эффектную презентацию своего проекта с участием известнго телеведущего ипопулярных артистов. На этой презентации происходила реальная распродажа весьма необычных лотов. Например кукла Ельцина, которая была продана за баснословную сумму - $26750, прогулка с певцом Олегом Нестеровым и его собакой под луной, три часа игры в боулинг с группой "Ногу свело" и др. Читайте, например, статью Евгении Завалишиной (http://www.molotok.ru/articles/DZonline14022000/article.xhtml) и Дмитрия Шавырина ("МК") http://www.molotok.ru/articles/MK12022000/article.xhtml.

Другой пример яркой PR-акции в Интернете, которую можно считать прецедентом - ежемесячный розыгрыш автомобиля в рамках игры Миллениум (http://mil.aport.ru) (второй тур игры завершился 29 марта этого года), организованной Апортом (http://www.aport.ru, @Rus (http://www.atrus.ru) и приложением "АиФ" газетой “Я молодой” (http://www.molodoy.ru). Особенность игры - предельно простые правила, азартность, может играть сколько угодно человек. Несмотря на опреденную однообразность, никто не остается к ней равнодушным - народ злится, но играет. В первом туре игры приняло участие более 15 тысяч человек. Интересная деталь - соорганизаторами проекта выступили Интернет-компании и печатное издание. Сотрудничество между Интернетом и традиционными видами СМИ постепенно становится традицией и залогом успешной раскрутки Интернет-проекта. Существует много способов взаимодействия с газетами, журналами, радиостанциями и телевидением (не только специализированными на компьютерах и Интернете), в частности описанные выше совместные проекты, публикация материалов о проекте, упоминание адреса веб-проекта в различных ситуациях, публикация ссылок на проект как источника информации, прямая перепечатка материалов с сайта и т.д. Среди контентщиков стало традицией вести постоянные рубрики в “офф-лайновых” изданиях. Например, Апорт делает регулярный web-обзор в “Финансовой газете”.

Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам. С одной стороны, неизмеримо большая аудитория традиционных СМИ привлекает все новых и новых людей как к Интернету в целом, так и к отдельным проектам. С другой - Интернет сегодня расценивается офф-лайновой журналистикой как источник независимой, объективной и оперативной информации, становится инструментом по добыванию новостей. Интернет "равноправно" и "полноценно" включается в общую медиасреду.

E-Mail рассылка

Еще один важный механизм маркетинга в Интернете - рассылка по E-Mail, которую часто ассоциируют со спамом. На самом деле под спамом подразумеваются любые сообщения, приходящие в почтовые ящики без согласия пользователя принимать их. (Читайте об этом в журнале eMedia по адресу http://www.emedia.ru/n3/spam.asp), а рассылку получают добровольно подписавшиеся на нее пользователи. Сегодня в Интернете есть компании, владеющие большими списками таких подписчиков и осуществляющие коммерческую рассылку информации сайтов-заказчиков по своим базам. Наиболее крупные рассыльщики в Рунете - CityCat (http://www.citycat.ru), обладающий списком из нескольких сотен тысяч подписчиков, List (http://mlist.list.ru/), Алгоритм On-Line (http://www.algo.ru) и др. С помощью почтовой рассылки можно регулярно напоминать пользователям о существовании проекта, формировать постоянную аудиторию вокруг сайта, поставлять новости, проводить игры. Рассылка является электронной разновидностью директ-маркетинга.

В целом к Интернету применимы все стандартные приемы маркетинга и рекламы. С одним лишь важным преимуществом - материальные и человеческие ресурсы на поддержку и раскрутку веб-проектов сравнительно невелики. В Интернете также гораздо проще соблюдать периодичность, чем, например, в издательском деле.

Из всего этого, однако, нельзя делать вывод, что создание и раскрутка веб-сайтов - легкий и доступный вид бизнеса. Есть здесь свои недостатки и сложности. Во-первых, потому что аудитория Интернета в России все еще очень мала (2% от всего населения страны). Во-вторых, несовершенство средств связи в нашей стране не позволяет большинству граждан нормально пользоваться Интернетом. В-третьих, для нормального функционирования веб-проекта требуется неусыпная о нем забота: технический контроль за работой серверов и программного обеспечения должен осуществляться двадцать четыре часа в сутки. Потому что Интернет - это служба, которая обязана работать круглосуточно, и если сайт не доступен ("валяется") даже пять минут, для сайта это ЧП. Сайты, которые постоянно ломаются, теряют свой имидж и соответственно аудиторию.

Итоги

Итак, подведем некоторые итоги. Что можно сказать о состоянии современного контент-рынка в российском Интернете.

Становлением этого рынка можно считать вторую половину 97-го, начало 98-го года. На тот момент 90% всех российских пользователей Интернета посещали только зарубежную часть Сети. Сегодня соотношение между популярностью западных и российских ресурсов составляет примерно 50х50.

О размерах российского самого рынка судить трудно, однако определенное представление дают суммы некоторых сделок (часть пакета акций поисковой системы Rambler была приобретена за $16 млн). Постоянно растет стоимость Интернет-услуг.

Интернет-рынок переживает бум инвесторов со стороны Запада. Самые крупные российские Интернет-компании находятся в состоянии тесных переговоров с 3-4 инвесторами каждая, то есть инвесторов больше, чем компаний. Доля иностранного капитала в Рунете сегодня составляет 25-30%, что все равно еще весьма незначительно для такой неприбыльной отрасли. Однако к концу 2000 г. по нашим оценкам доля иностранного капитала будет составлять около 70%.

Особенность контент-индустрии - широта ее географического охвата. В отличие от других видов деятельности в России, Интернет-бизнес не сосредоточен в центре, то есть в столице, а рассредоточен по всей стране и далеко за ее пределами. Кстати, иногда складывается впечатление, что значительная часть Рунета делается за рубежом. Такой миф связан с тем, что многие ключевые фигуры нашего Интернета проживают за границей. Например, Дмитрий Вернер живет в Канаде (создававший и руководивший Анекдотов.НЕТ (http://anekdotov.net/), легендарный Антон Носик живет сейчас в Моске, но является гражданином Израиля, главный редактор "Независимой газеты" (http://www.ng.ru) Александр Шерман также проживает в Израиле, в г. Хайфе.

Серьезной конкуренции на Интернет-рынке пока не существует в силу его неразвитости. Если на Западе около 70 поисковых машин, то у нас их всего три.

Можно ли говорить о грязной политике и "нечистоплотности" в net-бизнесе?

Любое СМИ подвластно влиянию личностей, которые хотят воздействовать на общественное мнение. И Интернет, как новый вид СМИ, не является исключением, хотя в Сети это влияние проявляется в гораздо меньшей степени, чем в традиционном информационном пространстве. Но подавляющее большинство так называемых медиасайтов ассоциируют себя с тем или иным человеком в политике и так или иначе подвластны его влиянию. Но от этого никуда не денешься, и Россия не единственная страна в мире, где общественно мнение - пластилиновая игрушка в руках медиамагнатов. Что касается сетевых “пирамид” ("пойди на тот сайт, потом на этот, сделай то-то - получишь елочку и шампанское"), то фактически до тех пор, пока в российском Интернете нет платежной системы, никто не может быть реально вовлечен в подобные финансовые аферы. Вы не платите никаких денег, следовательно, Вас никто не кидает. Как только появится такая платежная система, народ начнут “накалывать” и довольно массово.

Источник: http://www.emedia.ru/

Copyright © 2000гг. "Internet Zone" & Nik Romanov, info@izone.com.ua
Hosted by uCoz