Главная
К библиотеке


Real Names - это реальные покупатели

Неудачный план - это запланированная неудача
Брайан Трейси

Нет другой такой области, кроме электронной коммерции, где наблюдался бы такой бурный рост. Даже, если не верить биржевым котировкам, то прошедшие полгода и особенно новогодние и рождественские праздники показали всем состоятельность электронной коммерции, как самостоятельной области рынка. Здесь присутствуют как вебпредставительства офлайновых фирм, которые расширяют свое присутствие на рынке за счет нового медиа-носителя, так и чисто виртуальные компании, все неэлектронное имущество которых заключается в складах готовой продукции. И не имеет никакого значения - ваши собственные это товары или вы участвуете в партнерской программе, например, с "Озоном".

Основная причина невероятного роста в многократном увеличении количества потенциальных покупателей в Сети. Называются цифры в сотни миллионов пользователей, кто-то говорит, и, хотя оценки разных исследователей разнятся, порой, в несколько раз, однако, все сходятся на том, что Интернет растет в геометрической прогрессии. И все эти подключенные пользователи становятся потенциальными потребителями. а где тесно, там и рвется.

А раз так, то в полный рост встает вопрос, готовы ли мы к такому бурному росту электронной коммерции. Может быть, однако, большинство сайтов в Сети (именно так - большинство, а не какой-нибудь жалкий процент) просто-напросто не доделаны. Путешествуя по Интернету можно обратить внимание, что большинство авторов не имеют никакого представления об основных принципах организации сайта. При этом такой сайт может предлагать прекрасную продукцию, к тому же, по невысокой цене, однако, как только дело доходит до продаж, - все глохнет.

Основной проблемой Интернета была есть и будет еще очень долгое время - навигация, причем, навигация проблема не только всей Сети, но и в той или иной степени - каждого из существующих в рамках Интернета ресурса. Причем, как и следовало бы ожидать, практически все неприятности как локальные, так и, в некоторой степени, крупные связаны с отсутствием структуры. Структуру сайта или локальной сети необходимо тщательно и грамотно планировать, в противном случае (см. эпиграф)

Когда мы говорим о маркетинге в Интернете, то мы можем перефразировать Зимана следующим образом: привлечь как можно больше людей на сайт (причем так, чтобы они заходили как можно чаще) и довести их до совершения покупки (причем так, чтобы они потом захотели сделать это еще раз). Нет никаких сомнений в том, что это основная задача, разрешение которой приведет к успеху в начатом вами деле. Безусловно, это не так просто, как думают и говорят некоторые, но, тем не менее, вполне достижимо и мы с вами знаем не мало примеров успешных виртуальных магазинов или партнерских сайтов.

Маркетинг - это не только проведение рекламных кампаний и оформление продаж, как говорит тот же Зиман - маркетинг - это симфония хорошо спланированного и тщательно воплощенного набора из стратегии, тактики и мастерства. И ключевым моментом в его словах будет "спланированного". К сожалению для себя (и к счастью для конкурентов), именно этот момент упускает большинство предпринимателей, решивших попробовать себя в новой области - электронной коммерции.

Планирование стратегии продвижения на рынок - это не та тема, которую можно изложить в еженедельном Альманахе, разве что печатать бесконечные продолжения и превратить еженедельку в мыльную оперу, однако, здесь есть некоторые непреложные истины, при соблюдении которых вы будете в какой-то мере застрахованы от уже известных грабель.

Очень удобна для планирования техника сценария, когда на бумажку просто выписывается все то, что должно быть, а потом структурируется для получения приемлемого результата. Техника планирования в виде сценария используется, как вы знаете, практически всеми режиссерами и аниматорами. Задача сценария - разбить все пространство действия на отдельные куски - эпизоды, каждый из которых имеет собственный антураж, цели и задачи. После съемок на руках у монтажиста оказывается несколько километров пленки, которые необходимо совместить в один фильм, что он и делает при помощи сценария (на самом деле, он монтирует по меткам кадр такой-то, сцена такая-то, которые делаются во время съемок, но суть понятна).

Что же касается веб-дизайна, то здесь в качестве такого сценария выступает карта сайта (в данном конкретном случае flash-анимация не рассматривается), а отдельные эпизоды - это страницы вашего сайта. При создании сайта вы рисуете предварительную карту сайта, где каждая предполагаемая страница обознается блочочком, а между ними рисуете стрелочки навигации (а если взять цветные фломастеры, то вообще роскошь получиться). Результатом ваших действий будет блок-схема сайта или, иначе говоря, его сценарий (запутанный такой, что лучше его сразу никому не показывать). Предполагается, что при таком планирвоании сайта вы ничего не потеряете, и не создадите "невидимых" страниц на сервере.

Однако рисовать сложно - это занятие не для настоящего ковбоя, а потому все те, кому лень вырисовывать стрелочки на мелкой бумаге, и нужен простор, может взять пачку post-it (желтенькие такие бумажки - вы их сто раз видели), и расклеить по стене, предварительно снабдив нужными названиями и описаниями. А уже на стене, желательно толстым черным маркером выводить гиперсвязи между отдельными страницами. За последствия эксперимента я лично не ручаюсь, тем более, что сам все делаю на оборотках. А, кстати, еще продаются доски для записей, но это уже для увлеченных людей.

Ну, а начинать планировать тоже нужно не просто так, а выбрав точку отсчета - то есть, плясать от печки. Такой печкой может стать индекс, то есть, титульная страница, а может быть и наоборот - частные страницы разделов. В любом случае, если вы не планируете горизонтальный портал с множественными точками входа, то у вас получится нечто вроде пирамиды, правда, может быть, вверх ногами. Но это уж как фантазии хватит. Понятно. Я лично считаю, что от индекса плясать неправильно, потому что это все равно, что купить доменное имя, а потом думать, что на нем расположить, еще дело бы было, если бы домен какой-нибудь суперзамечательный, например, exler.ru, а то купят какой-нибудь череззаборногузадерищенко.ру и гадают "какой бы суперский сайт на нем залудить" - я такие случаи знаю.

Таким образом, сначала придумывается тематика сайта и эта тематика разбивается на разделы. Грубо говоря, берем и выписываем на бумажку все, что мы хотим видеть на сайте. После этого выбрасываем все то, что сделать нельзя или нельзя сделать сейчас, что, в принципе, равносильно. Полученный результат немного укрупняем, чтобы не было слишком мелких разделов и взаимосвязываем различные области и тематики на большие разделы, а потом под общей титульной страницей. Так рождается структура навигации. Еще предстоит придумать систему навигации, непосредственное расположение элементов, но основная структура у вас уже есть.

В результате у вас должна получиться такая структура сайта, чтобы на ней не было белых мест, то есть, таких страниц и разделов, куда поспасть невозможно. Хит сезона - примерно четверть ссылок из, например, Яндекса, особенно начиная с третьего-четвертого десятка ведет на страницы, на которых не дургих внешних ссылок. Вот так вот, эт, наверное и значит Интернет для себя (хотя есть другой вариант - кто-то строил "защищенный интранет" квартирного масштаба, да забыл, а потом мыши провода позагрызали, а пауки (crawlers) оплели своей паутиной.

Вообще, надо сказать, что со структурой шутки плохи, так отсутствие нормальной структуры сайта - это не только проблемы с навигацией, но и проблемы с расширением, обновлением и прочими радости жизни. Так что учитесь и думайте, а также внимательон изучайте чужие структуры и взаимосвязи - пригодится.

Автор: Федор Вирин

Источник: рассылка "Альманах вэбмастера", рассылается http://www.citycat.ru/

 

Copyright © 2000г. "Internet Zone" & Nik Romanov, info@izcity.com
Hosted by uCoz