Главная
К библиотеке


Что такое е-коммерция?


Электронная коммерция производит много шума, кажется что всяк и каждый принимает в ней участие. Предлагаю немного разобраться в технологии, стандартах и настроении сегодняшнего бизнеса посредством Internet. Может эти основы помогут запустить свое прибыльное дело, все-таки зарабатывать на "кликах" и "серфинге" как-то мелко.

Что такое е-коммерция?

Большинство людей считает что е-коммерция означает торговлю посредством различных электронных магазинов, таких как Amazon.com (продающей все что угодно от продуктов питания до компакт-дисков), куда люди обращаются, если в очередной раз забыли купить кому-то подарок на день рождения. Но электронные магазины это только небольшая часть электронной коммерции. Чаще этот термин используется при покупке или загрузке программ через Internet. Также е-коммерция это громадный сектор "бизнес-бизнес" отношений, кстати, именно этот сектор и позволяет зарабатывать на "кликах" и "серфинге". Многие компаний возлагают большие надежды на так называемые микро-транзакции, когда пользователю нужно заплатить небольшую сумму, от нескольких центов до нескольких долларов, чтобы запустить какую-то крутую игрушку или почитать ценную информацию. В целом наиболее продаваемы компьютерные продукты, книги, журналы и музыка.

Немного цифр. За 1999 год жители Земли купили на 15 млрд. долларов товаров online, а в секторе "бизнес-бизнес" эта цифра достигла 109 млрд. долларов. Только на рождественские подарки американцами было потрачено 5 млрд. долларов.

наверх

Безопасна ли е-коммерция?

Хотя пресса осветила множество нарушений и взломов в сети, продавцы и аналитики считают что торговля в виртуальном пространстве все же безопасней чем в физическом мире. Это благодаря множеству случаев мошенничества с кредитными картами розничным торговцам, которые имеют физический доступ к кредитным картам покупателей. При электронной коммерции все соблазны изгоняются путем шифрования номера кредитной карты на сервере компании. Для продавцов электронный магазин безопасней физического, потому что последний может сгореть, подвергнуться ограблению или наводнению. Вся трудность в том чтобы убедить продавца что это так. Покупатели тоже еще не совсем доверяют сделкам on-line, но эксперты говорят, электронные сделки все же безопасней обычных покупок с помощью кредитных карточек. Всякий раз когда вы платите по кредитной карте в магазине или в ресторане, вы уязвимы для мошенников. В Internet начиная со версий 2.0 Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer транзакции шифруются с помощью Secure Sockets Layer (SSL), протоколом, который создает безопасное соединение с сервером и обеспечивает защиту ваших данных в Internet. SSL использует один из сильнейших методов кодирования - с помощью открытого ключа. Режим SSL включен когда URL начинается с https вместо привычного http.

Производители браузеров и кредитных карт разработали также дополнительный стандарт безопасности, так называемый Secure Electronic Transactions (SET). С помощью SET номера кредитных карт шифруются на серверах продавцов. Таким образом, только банки и непосредственно компании, производящие кредитные карточки, могут прочитать номер кредитной карты.

Конечно, нет 100 % защиты, но все же в виртуальном мире вероятность быть ограбленным меньше, чем в физическом мире.

наверх

Существуют ли стандарты?

Электронная коммерция также приносит в мир Internet свои собственные стандарты, по большей части они относятся к отношениям "бизнес-бизнес".

  • Electronic Data Interchange (EDI): стандарт обмена электронными данными - был разработан правительством США в начале 1970-х и в настоящее время используется 95% лидирующих компаний в мире Internet. EDI представляет собой общую структуру документа, разработанную для того чтобы большие организации могли передавать информацию через частные сети. В настоящее время EDI играете большую роль также при создании корпоративных Web-сайтов.

  • Open Buying on the Internet (OBI): открытые покупки через Internet - стандарт, позволяющий различным системам электронной коммерции общаться друг с другом. Стандарт OBI опирается на технологии таких компаний как Astra, IntelSys, Microsoft, Open Marcet и Oracle.

  • The Open Trading Protocol (OTP): протокол открытой торговли - направлен на стандартизацию множества систем связанных с оплатой, например торговые соглашения, квитанции по оплате, способы оплаты. Протокол разрабатывался наряду со стандартом OBI теми же лидирующими компаниями.

  • The Open Profiling Standard (OPS): стандарт открытого профиля - разработан компаниями Microsoft и Firefly для того чтобы пользователи могли создавать свой индивидуальный профиль основанный на своих предпочтениях и интересах, которыми они согласны поделится с продавцом. Основная идея стандарта - защитить конфиденциальность потребителя без полного запрета на сбор on-line всякой информации, полезной продавцам.

  • Secure Sockets Layer (SSL): протокол разработан для возможности безопасного соединения с сервером. SSL. Для безопасности данных, передаваемых через Internet, использует кодирование открытым ключом, один из сильнейших методов шифрования. Протокол SSL разработан компанией Nettscape, сейчас поддерживается всеми современными браузерами.

  • Secure Electronic Transactions (SET): стандарт защиты электронных транзакций - зашифровывает номера кредитных карт, передаваемых на сервер продавца. Стандарт SET разработан компаниями Visa и MasterCard и получил широкую поддержку в банковских кругах.

наверх

Какие термины надо знать?

В мире электронной коммерции множество своих терминов и выражений, ниже некоторые из них, наиболее употребимые:

  • Electronic cash (e-cash): электронные наличные - этот термин имеет отношение к любой из нескольких схем, позволяющих пользователю оплатить товары или услуги путем передачи некого номера (последовательности цифр) от одного компьютера другому. Эти номера также индивидуальны как номера на денежных купюрах, они также выпускаются банком и оцениваются определенными суммами реальных денег. Преимущество электронных наличных в том что они анонимны и могут использоваться многократно, также как реальные наличные. В этом их основное отличие от оплаты кредитной карточкой через Internet.

  • Digital money: электронные деньги - этот термин употребляется при всевозможных схемах оплаты через Internet, включая e-cash. На этот момент насчитывается 21 разновидность электронных денег.

  • Disintermediation: этим термином определяют процесс отказа от услуг посредника. Когда компания все свои услуги размещает в Internet и пренебрегает обычной розничной торговлей, продает свои товары/услуги непосредственно потребителю, традиционные посредники (магазинчики по продаже в розницу, филиалы по обработке заказов по почте) остаются без работы.

  • Electronic checks: системы электронных чеков, например PayNow, позволяющие снять деньги с счетов пользователей для оплаты коммунальных услуг и телефонных счетов.

  • Electronic wallet: электронный бумажник - по этой схеме оплаты зашифрованные номера ваших кредитных карт хранятся на сервере. Вы можете делать покупки с помощью электронного бумажника на Web-сайтах, поддерживающих эту схему оплаты. При покупке в электронном магазине тогда вы просто жмете кнопку "Pay", при этом автоматически запустится система снятия денег с электронного бумажника на сервере-хранителе по безопасному соединению. Разработчики браузеров стараются включить поддержку электронных бумажников в своих продуктах.

  • Extranet: объединение нескольких корпоративных Intranet-сетей (локальных сетей, созданных на основе Internet-технологии). Здесь типична ситуация, когда сеть некой компании объединяется со своими потребителями и поставщиками, что позволяет создавать е-коммерческие приложения задействовав все аспекты деловых отношений, от заказа до оплаты.

  • Micropayments: микро-транзакции, сделки на небольшую сумму между 25 центами и 10 долларами. Микро-транзакции типично используются для загрузки или запуска программ, игр, графики, доступа к ценной информации. Девизом "Плати при входе" предполагалось совершить революцию мире е-коммерции. Но большинство потенциальных потребителей пока еще не желают ему следовать.

наверх

Сможет ли маленький бизнес получить от е-коммерции прибыль?

Большие компании вливают миллионы в развитие фантастических е-коммерческих сайтов. Но при этом даже мамины и папины магазинчики с их простым интерфейсом также могут делать деньги в Internet.

Порой достаточно немного сообразительности и здравого смысла, плюс реклама в газетах и регистрация на основных поисковых серверах, и вас заметят.

Kevin Donlin, писатель и Web-разработчик начал свой бизнес на написаниях резюме в 1994 году. Теперь он имеет порядка 100 посетителей в день и они приносят ему столько же прибыли как вся его остальная деятельность.

Donlin успешен благодаря тому что он не допускает повышения стоимости его услуг. Его сайт находится на сервере его локального компьютера, заказчики, кто из Японии, Европы или США, могут оплатить кредитной карточкой по телефону, факсу, или даже просто по e-mail. Вместо подключения к дорогостоящим платежным системам для поддержки on-line транзакций по кредитным картам, он вводит все платежи в арендуемый терминал, который обходится ему всего порядка $30 в месяц.

Хотя многий бизнес может быть успешным с домашней странички, е-коммерция не для всех. Более успешными будут фирмы, предлагающие уникальный товар или сервис, который не везде доступен. Или например, пусть вы предлагаете те же книги, что и Amazon.com, но в придачу презентуете кофе, шоколад или еще что-нибудь подобное, вы сможете расширить круг заказчиков в небольших городах, где плиточный Шведский шоколад или лимонник не всегда продается в магазинчике за углом.

наверх

Каково будущее?

В целом е-коммерцию ожидает великое будущее. Она в целом приводит к глобализации экономики, что уже сейчас вызывает множество проблем. Например, как контролировать мои расходы и доходы родному государству, когда все международный платежи делаются легким движением руки. Например, я куплю что-то в Уругвае, продам в Австралию, а деньги положу на счет в американском банке. При этом все транзакции естественно зашифрованы. И проследить все эти операции сможет только тот кто контролирует всю эту глобальную систему (похоже это уже осуществляет Америка). Но когда e-коммерция разовьется настолько сильно, что в нее активно включится большинство стран мира, и при этом случится какой-нибудь кризис в этой системе - грохнется одновременно весь мир. Как мы можем этому противостоять? Только активно развивая национальные системы электронной коммерции, не допуская создания в этой области "однополярного мира", как бы этого ни хотелось нашим заокеанским друзьям, тем более, что в Internet нас не разделяет даже океан.

На этой оптимистической ноте позвольте закончить введение в мир электронной коммерции. Кто заинтересован - Internet большой, пользуйтесь и изучайте.

наверх

 

You are welcome : Ceneka

 


Copyright © 1999-2000гг. "Internet Zone" & Nik Romanov. nikspase@mail.ru, nikspase@hotmail.ru,  http://www.izone.com.ua/
Hosted by uCoz