|
|
Что день грядущий
нам готовит?
|
Где деньги лежат?" - так называлась статья Кирилла Готовцева, опубликованная в "Вечернем Интернете" пару лет назад. В то время положение было достаточно определенным (особенно удобно это сказать сейчас, но - оставим): заработать в сети можно только на рекламе и только осень крупным сайтам, таким, например, как Yahoo. Меньшие площадки и персональные страницы не имели шансов получить рекламные заказы вообще и выгодные в частности. Так, средняя цена тысячи баннерных показов составляла в 1997 году не более 20 долларов (для мелких сайтов, - некоторые крупные брали и все 50), при этом не надо забывать, что накладные расходы на содержание сайта два года назад были не в пример больше нынешних. За последние два года ситуация кардинально поменялась. Стоимость поддержки собственного сайта составляет едва ли несколько долларов в месяц или вообще - бесплатна. Население интернета перевалило за сто миллионов человек (что сравнимо с населением России) и продолжает увеличиваться фантастическими темпами, а преобладание мужского пола в Сети сведено уже во многих странах к минимуму. Так в Англии и в США уже проводятся специальные маркетинговые акции в интернете, населенные исключительно на ... детей или домохозяек и если все привыкли уже к такой рекламе на телевидении, то в Сети - это еще нонсенс. Одним из естественных итогов этого роста стало появление огромного числа дешевых рекламных площадок. Цена на баннерную рекламу упала до одного-двух долларов за тысячу показов и даже при такой стоимости она себя не оправдывает, так как изобилие рекламы привело к катастрофическому (трех-четырех кратному) падению ее эффективности. Таким образом, и рекламодатели и владельцы рекламных площадок искать новые варианты работы и новые источники заработка. Здесь наметилось два основных пути развития событий. 1. Заработок на рекламе. Он собственно никуда не делся, просто претерпел некоторые изменения. Так теперь производиться строгий отбор рекламных площадок и культивирование их. Так образовались так называемые брокеры - агентства баннерной (и не только) рекламы. Суть их действий в анализе и последующем мониторинге рекламных площадок с одновременной продажей площадей заинтересованным рекламодателям. Агентства существуют очень разного уровня: от DoubleClick, которая принимает сайты с баннерных объемом показов не менее 1-2 миллионов в месяц и обслуживают таких гигантов, как AltaVista или Excite, до Click Agents, которые принимают всех подряд и при этом не гнушаются обманом в оплате. Безусловными лидерами в этой области стало на данный момент несколько достаточно крупных компаний, основной заботой которых стал мониторинг рекламных площадок. Это такие агентства, как DataCom, уже упомянутый DoubleClick, Flycast, 24/7 и еще несколько менее известных. Среди российских компаний такого рода можно выделить "Манифест", "System.ru", но их масштабы, естественно, несколько скромнее. Другой способ создания и поддержки сети качественных рекламных площадок - это применение иных схем оплат. Так очень многие рекламные сети и брокеры перешли (или изначально создавались) на PPC (pay-per-click), а затем и на PPL (pay-per-lead) или на проценты с продаж. Обычно такие сети принимают сайты с несколькими тысячами баннерных показов в месяц, чего очевидно недостаточно для вступления в ряды сети типа DoubleClick, однако оплата (и что важно - количество рекламодателей) у этих брокеров ниже и обычно оплата не превышает 10-15 долларов за тысячу показов (примерно, так как точно сказать невозможно из-за того, что оплата происходит не за показы). Особой привлекательностью для российского вебмастера (с сайтом ориентированном на русскоязычный интернет) становится программы с оплатой за бесплатное действие. Это может быть загрузка программного обеспечения, регистрация сайта в каталоге и пр. Оплата обычно небольшая 0.1-2 доллара, но при умело организованной кампании такая программа может принести вебмастеру куда большую прибыль, чем схемы PPC или PPM. К сожалению, правда, основная масса этих предложений рассчитана на англоязычного пользователя, предпочтительно живущего в Америке. Еще одна схема оплаты - проценты с продаж - в Рунете развита очень слабо. Основной причиной этого, на мой взгляд, является не общее обнищание населения, а отсутствие надежной схемы оплаты. Фактически институт кредитных карт в России отсутствует, отечественные системы безналичных платежей громоздки и негибки, а новые схемы для реализации онлайновых платежей еще находятся в зачаточном состоянии (хоть и существуют). В результате, наиболее эффективным и простым вариантом оплаты покупок, сделанных в интернет (например на "Озоне"), была и остается наложенный платеж или, в худшем случае - предоплата. При этом стоимость почтовых услуг составляет до 15% от стоимости заказа! Таким образом, вероятность покупки российским пользователем чего-либо через интернет по кредитной карте у западного продавца (а это единственная приемлемая схема оплаты в западном виртуальном магазине) равна нулю, а русскоязычных партнерских программ еще слишком мало, чтобы говорить о них всерьез. 2. Прямой заработок. Прямой заработок - это вторая очень большая тенденция заработка для малого сайта, зародившаяся достаточно недавно (вернее будет сказать, не зародившаяся - но ставшая популярной). С появлением в Сети большого количества не связанных напрямую людей (то есть - не программистов, вебмастеров, верстальщиков и пр.) интернет стал колоссальным рынком сбыта, способным поглотить все что угодно и требующим гораздо более скромных начальных инвестиций, чем традиционный. Осваивать этот рынок бросились не только крупные корпорации, но и мелкие предприниматели, создав, таким образом, основательную прослойку мелкой розничной торговли в интернете. Появился новый вид сайтов - интернет магазин, и именно этот класс, если не считать домашних страниц, развивается сейчас наиболее активно. Обвальный рост торговых точек в интернете привел к четырехкратному превышению в последнем квартале 1998 года объема денежных потоков по сравнению с прогнозами IDC. Что же продается в Сети? Как выяснилось - все. Некоторое время назад в Англии проводился эксперимент на выживание: участникам с разной степенью подготовки был предоставлен болшой кредит (на карточке) и доступ в интернет при отсутствии возможности заказать что-либо по телефону или сходить в магазин, при этом они были помещены в практически пустую комнату, с минимальным количеством одежды. Результаты этого эксперимента показывают, что даже у тех участников, кто знаком с интернетом очень плохо, практически не возникло затруднений и все необходимое они смогли заказать. Согласитесь - очень интересный результат, несмотря на малое время проведения эксперимента. Почему так происходит? Все вполне закономерно: чтобы создать виртуальный магазин не нужно много денег, ваша аудитория не будет ограничена несколькими кварталами, как в традиционном варианте, а, следовательно, уменьшается конкуренция. Кроме всего прочего, интернет наиболее удобный и быстрый способ распространения информационной продукции. Если подытожить все вышесказанное, то интернет впервые позволяет создать собственное дело со столь малыми изначальными инвестициями. Действительно, сколько это может стоить? Произведем элементарный расчет:
Вы можете организовать на эту сумму что-либо традиционными средствами? Очевидно - нет. Можно спорить до хрипоты о том, что нужна будет шифрованная страница для осуществления платежей, SQL сервер для создания базы по продуктам, что создания сайта с SQL стоит вовсе не сотни, а тысячи долларов и пр. Все это так и, когда вы будете создавать супермаркет, вам это понадобиться, но мы говорим о простеньком магазинчике. Важно, что расходы на создания и, что важно - на поддержку работающего магазина в интернете требуются как минимум на порядок меньшие инвестиции, чем для традиционного бизнеса. Теперь обратим свой взор на маркетинговую сторону интернет-магазина. В отличие от рекламных площадок, требования к которым начинаются с сотен тысяч показов в месяц, магазину такой поток посетителей не требуется. Гигабайты прокачанного впустую трафика - это не то, что нужно магазину, продающего, скажем, аксессуары для разведения кроликов. Ем просто не справиться ни с таким количеством посетителей, ни с таким объемом заказов. Куда важнее для магазина не количество посетителей, а их качественный состав. Магазину важно, чтобы к нему приходи "правильные" люди, заинтересованные в тематике продаваемых товаров. Создание и поддержка качественного трафика - главная задача владельца виртуального магазина. Грубо говоря, если из пяти человек целевого трафика у вас будет 3 заказа, то это во всех отношениях выгоднее, чем 10 заказов с 20000 тысяч "левых" посетителей. Даже несмотря на то, что последний получить легче, его цена будет неоправданно высока, при подсчете таких параметров, как нагрузка на сайт, канал, лично на вас (увеличивается поток мусорных писем), провайдера и пр. Таким образом, посещаемость сетевого магазина может составлять десятки посетителей в день и даже меньше и при этом приносить приличный доход своему владельцу. Важно только, чтобы эти десятки посетителей были целевым трафиком, а не бестолково накаченной толпой. Одним из способов создания целевого трафика является как раз партнерская программа с PPL (см. словарь терминов) или процентной схемой оплаты. Действительно, если присмотреться, то можно заметить, что основная масса рекламодателей (по общему количеству) в такой системе, как Click Trade составляют как раз мелкие сайты, магазинчики, небольшие консультационные фирмы. Для примера взгляните на список партнерских программ в Рунете - сколько программ из тех, что там перечислены вы знаете? Одну? Две? - даже если и больше, то вряд ли половину, а ведь их не больше двух десятков. Очевидно, что, как я уже говорил, бум мелких программ в Рунете сдерживает отсутствие единой системы онлайновых платежей. Тем не менее, этот бум лишь сдерживается, а не ликвидируется этим обстоятельством. А вслед за новыми интернет магазинами, появятся новые рекламодатели, новые вакантные места и заказы на разработки сайтов. Всеобщего счастья и благоденствия, не будет, но появится новый сектор для вебмастеров, маркетологов, консалтинговых фирм и пр. Поэтому маленькие магазинчики, продающие свою или чужую продукцию (за проценты с продаж) составляют колоссальную нишу, до сих пор остающуюся свободной. Особенно это касается положения дел в Рунете. Именно маленькие, частные магазинчики вкупе с огромным количеством партнерских продаж, предлагающих оплату процентов с продаж и составят в этом году основной оборот денежных средств в Сети. Возможно, что для русскоязычного интернета события будут развиваться с некоторым опозданием, но только от активности вебмастеров сейчас зависит - получит та или иная схема оплаты в Рунете свое дальнейшее распространение. Так что - пора включиться в эту гонку.
Материал взят с сайта http://www.mymoney.ru |