|
|
Работа с заголовками |
Наполняя свой сайт содержимым, вы добываете картинки, рисуете новые, придумываете рубрики, пишете тексты и аналитические отчеты... Многое нужно сделать, чтобы создать действительно уникальный и привлекательный ресурс, многое нужно успеть, еще больше вещей нужно постоянно держать в голове. Ежеминутно и ежечасно перед нами встают задачи, требующие немедленного разрешения, и к почти каждой из этих задач нужен свой индивидуальный подход. Об одной из таких задач я хочу рассказать сегодня - это написание заголовков. В человеческом общении, так же как и в познании окружающего мира чрезвычайно важную роль играют название предметов, событий, феноменов. Помимо того, что они стандартизуют и частично характеризуют явления, они также привлекают и удерживают наше внимание непосредственно к тому, что за ними скрывается, возбуждают наше любопытство, увлекают за собой. Именно это качество наиболее активно используется в заголовках. Заголовки - один из наших основных помощников в деле привлечения читателя, формировании читательской аудитории. Я не рассматриваю сейчас привлечение читателя на сайт вообще, но лишь привлечения читателя к конкретному разделу, конкретному материалу на вашем сайте. Судите сами: если читатель уже остановил свой выбор на вашем ресурсе и высматривает «чего бы ему сегодня почитать», то он начинает просматривать заголовки и выбирает ту статью, которая (обратите внимание - судя по заголовку!) ему нравиться и интересна и отправляется ее читать. При этом статьи с неэффективным или непонятным названием остаются в стороне и не прочитываются большинством аудитории вне зависимости от их внутреннего содержания. Возьмем, например, периодический журнал. Вы берете его в руки и начинаете листать до тех пор, пока не обнаружите для себя что-нибудь интересное. Причем, субъективная интересность материала определяется как раз заголовком, его подачей, наличием больших и релевантных вашему ожиданию картинок и так далее. Именно так я пролистываю каждое утро новости Алго-Экспресс, а мой сосед просматривает утреннюю корреспонденцию, а миллионы других людей прочитывают свои газеты. На самом деле описанная ситуация несколько утрирована и, в общем случае, очень большое значение может иметь количество статей на сервере, их размер, расположение, не говоря уже о тех случаях, когда посетитель заинтересован в строго конкретной информации. В том случае, если у вас всего четыре текста, то описываемая мною проблема становиться не то чтобы надуманной, но, уж по крайней мере, - неактуальной. Тоже самое касается и некоторых периодических изданий. Мы можем и не пролистывать журнал в поисках чего-нибудь интересного, но внимательно читать каждую страницу - «от корки до корки». Я полагаю, что у каждого человека в соответствии с кругом его интересов есть ряд изданий, которые он внимательно прочитает с неизменным интересом, а не быстро просматривает в метро поисках «чтива». Однако на мой взгляд, рассчитывать на подобное отношение к своему проекту обычно, к сожалению, не приходится. Поэтому вызвать интерес читателя к публикуемым материалам - очень важная задача для любого веб издателя тем более в интернет, где перемещение между сайтами осуществляется одним мышиным щелчком. Вообще, надо сказать, что создание заголовков - это нетривиальная задача,
- одно время я сотрудничал с редакцией, где для написания анонсов и заголовков
держали специального человека. Умение «вкусно» подать материал, в первую
очередь, подразумевает броский, яркий и выразительный заголовок (с точки
зрения редактирования собственно текста). Это умение - одинаково важное
и для издателя, и для журналиста, и для студента пишущего сочинение, к
сожалению, встречается не очень часто. Тем не менее, существует несколько
довольно простых правил, которые, пусть и не гарантируют создания шедевра,
но позволят вам не попасть впросак. Ниже я попытаюсь изложить самые, на
мой взгляд, важные из них.
Это правило следует соблюдать особенно точно, в большинстве случаев неудачный заголовок достаточно сократить в два раза, чтобы он «заиграл». В общем случае, я рекомендую ограничиться двумя-тремя словами, но не более, чем 15-20 символами. В действительности, здесь многое зависит от самих слов: чем более длинные, малознакомые, редкоупотребляемые слова вы используете, тем жестче для вас это правило, иначе в голове читателя возникнет такая каша, которую вам не расхлебать никогда. С другой стороны, если вы используете в названии устоявшиеся выражения или поговорки («не садись на пенек, не ешь пирожок») или их легко узнаваемые модификации, то, в силу их известности, вы можете позволить себе и значительно более длинные заголовки. Если подходить к этому вопросу с точки зрения физиологии восприятия, то все сразу становиться на свои места. Поскольку мы при чтении не разбираем каждую букву, а узнаем слово целиком, то заголовок, набранный незнакомыми словами, приходится читать буквально по слогам, строчку же знакомых слов мы прочитываем (узнаем) быстрее, а следовательно, быстрее осознаем и фиксируем в сознании. Идиоматическое, устоявшееся выражение вообще узнается с первых же слов, в том случае, конечно, если мы знаем это выражение. Теперь обратимся к процессу чтения посетителем оглавления. При просматривании
всего списка у читателя уходит на каждую строчку от полусекунды до двух,
в зависимости от его физиологических и умственных особенностей. Если строка
насыщенна сложными словами, то за это время читатель успевает увидеть
заголовок, но не воспринять его, так как уже через доли секунды в его
мозг поступает информация следующей строки. Подумайте, бывает ли такое,
что вы читаете текст, прочли, вроде, много, но при этом не помните ни
слова - все выветрилось из головы еще до того, как вы захлопнули книжку.
Это как раз пример неудачного текста. Таким образом, при больших оглавлениях
указанное правило работает как часы.
Это правило логически дополняет предыдущее и полностью с ним согласуется.
Единственное, о чем следует сказать, это то, что не надо чрезмерно упрощать
заголовки, так как в этом случае, они будут приняты за неграмотные, бескультурные.
То есть, если вы обладаете такой известностью и популярностью, как например
Гордон или Шендерович, то вы, возможно, можете себе позволить что-нибудь
похожее на: «Чой-то нонче слышно?», но и то - только один раз. Если же
- вы малоизвестный автор публикуете свою десятую статью, то я бы рекомендовал
вам воздержаться от подобных экспериментов.
В том случае, если ваш заголовок имеет своей целью привлечение внимания,
то имеет смысл не раскрывать в нем всю статью, а оставить небольшую недосказанность.
Например, к статье про перелетных пеликанов можно написать: «Пеликаны
летят на Юг!», но лучше назвать статью так: «Куда летят пеликаны?» - во
втором случае откликов будет больше. С помощью этого приема вы заставляете
работать фантазию читателя, поскольку же человек - существо крайне любопытное,
то нет ничего удивительного в том, что ему захочется проверить свои фантазии.
Кроме того, это позволит вам гарантировано избежать клишированных заголовков
- губительной вещи для любой статьи.
Если восклицательные и вопросительные знаки обычно не забывают ставить, то точка почти всегда остается на обочине словесности. Тем не менее, акцентуация точки часто гораздо более выразительна, чем восклицание. Точка придает фразе законченность, заставляет читателя считать мысль проговоренной и сформированной, а следовательно - единой. Кроме того, именно точка создает ощущение умиротворенности и баланса, тем самым, она подготавливает читателя к спокойному, осознанному восприятию материала, его логическому анализу. Многоточие же создает в читателе неуверенность и недосказанность. Оно может удачно сочетаться с загадкой во фразе заголовка, но будучи употреблено чрезмерно часто создает вид путаности, хаоса в мыслях и неупорядоченности сказанного. Человек, который ставит многоточия в конце каждой своей фразы, производит впечатление мямли, шлимазла или человека выведенного из эмоционального равновесия. Это, правда, касается по большей части основного текста, но также стоит обратить внимание на количество заголовков, заканчивающихся на многоточие у вас в оглавлении. Теперь поговорим о том, что касается таких знаков, как тире и двоеточие.
В русском языке эти знаки препинания чаще всего используются как логические
операнды («если - то», «те - кто», «потому - почему»), то есть такие знаки,
которые требуют от читателя делать умственное усилие. Вы требуете от человека
работы, пусть и подсознательной, а человек - существо крайне ленивое.
Обратите внимание, что для работы с подобными логическими операндами человек
автоматически включает ассоциативное мышление, оперирующее всем объемом
его постоянной памяти, который (объем) может значительно отличаться от
вашего, а, следовательно, ваш заголовок не будет воспринят адекватно.
При подобном стечении обстоятельств, ваш заголовок может вызвать у человека
неосознанный внутренний протест. Например, таким может оказать заголовок
звучащий примерно как: «Лангалон - судьба моя», у спокойного читателя
он вызовет недоуменное пожимание плечами, у истероидного - бурную реакцию
отвращения. Так что к использованию подобных знаков препинания следует
подходить очень и очень осторожно.
Многие люди считают, что два вопросительных знака (а лучше - три) побудят
оппонента к скорейшему ответу на вопрос, а три восклицательных знака придадут
материалу большую весомость и важность. Существуют правила написания в
русском языке, которые говорят лишь об одном восклицательном или вопросительном
знаке в предложении, а правила грамматики - вещь суровая. Действительно,
использование многократно повторяющихся восклицательных и вопросительных
знаков в тексте (будь то заголовок или статья) вызывает ощущение неграмотности
и неряшливости. Заголовок превращается из краткого, острого, информационного
наконечника статьи в истошный вопль инфантильного автора. С большим количеством
восклицательных знаков хорошо описывать вопли маленького ребенка: «Мама!!!»,
«Больно!!!», тогда это становится понятным, хоть и не грамотным. Во всех
остальных случаях, на мой взгляд, достаточно одного восклицательного или
вопросительного знака для выражения всей гаммы эмоций. Дело не в знаках,
а в самом тексте.
Если вы чувствуете в себе силы и желание экспериментировать, то вы можете попробовать нарушить эти правила и создать что-нибудь совершенно новое и экстравагантное. Точно зная что и зачем вы делаете, какие правила нарушаете им чего этим добьетесь, тщательно продумав концепцию, можно создать свой собственный, отличный от всех остальных стиль заголовков. Например: «Мерчендайзеры мои - цветики лесные» - а, каково! (текстовка не моя). Однако лучше все-таки начать с изучения правил и применения их на практике.
Удачи.
Материал взят с сайта http://www.mymoney.ru |