|
|
"Стилистика текста"
Все мы часто употребляем слово "стиль" по отношению к музыке. Мы говорим: "Стильно!" - характеризуя одежду, интерьер или прическу. Многие слышали про классицизм и ампир в архитектуре. Но что такое стиль по отношению к языку? (Именно к языку, а не к литературе). И нужно ли вообще об этом знать?
Итак, начнем. В современном русском языке выделяют пять основных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный (разговорный, в свою очередь, делится на просторечия и жаргоны и т. д.). Первые четыре стиля являются книжными, то есть ими "пишут", и, за исключением художественного, не могут содержать разговорную лексику. Чтобы было понятней, проиллюстрируем вышесказанное примером. Возьмем слово "женщина" и стилистически окрасим его:
- научный стиль: особь женского пола, самка;
- официально-деловой: гражданка, госпожа;
- публицистический: женщина, девушка, представительница слабого пола;
- художественный: дама, сударыня, девица;
- разговорный: тетка, телка, герлица и т. п.
Стилистически окрашенная лексика не должна переходить в чужие стили. Обращайте на это самое пристальное внимание, думайте, к какому стилю относится слово и можно ли его употребить в данном контексте. Если вы пишите деловое письмо, не заканчивайте его фразой: "Ответы - на личное "мыло".
Старайтесь избегать узкоспециальных научных терминов в публицистике, не показывайте свою эрудицию, употребляя историзмы (околоток), архаизмы (выя) и малоизвестные цитаты - многие вас просто не поймут. Не используйте слова в уменьшительно-ласкательной форме, если вы обращаетесь не к детям или любимому! Не пытайтесь шутить в научном или деловом тексте, даже если у вас блестящее чувство юмора. А главное, всегда представляйте своего читателя, учитывайте его интересы и относитесь к нему с уважением.