В Сети фантастическое количество документов посвященных созданию сайтов,
их поддержке и раскрутке. Можно найти учебники, справочн6ики, самоучители
и обзорные статьи на любой вкус и для любого уровня подготовки от руководств
для чайников до SDK. Они могут рассказать обо всем на свете и о том, что
вы знаете, и о чем вы даже и не догадываетесь. Вас научат писать HTML,
разрабатывать скрипты, правильно подбирать ключевые слова и описания для
своей страницы. Вам разъяснят что такое плохой дизайн и как выглядит хороший,
а также многое-многое другое. Однако во всех этих руководствах редко встречается
слово «читатель» или «посетитель»: HTML пишется так, чтобы он был правильным,
CGI - для удобства размещения материалов на сервере, Java - для живости
и буйства красок, но что из этого делается для читателя, а не для нашего
самоудовлетворения?
Руководства по написанию текста в чистом виде встречаются редко, как
будто, он (текст) не является основным наполнением большинства сайтов.
Пособия по стилистике, грамотности написания и подаче материалов не выходят
за пределы факультетов журналистики и филологических институтов. Зайдите
в любой книжный магазин и вы увидите 10 книг «Использование MS Word» и
ни одной «Руководство по написанию грамотного текста», тогда как в других
областях обязательно найдется книга, где упор сделан не на средство, а
на цель, на предмет изучения. На моем столе лежит совершенно замечательный
талмуд: «Desktop publishing by design» - это руководство по верстке и
азам дизайна, в котором попутно рассказывается о том, как пользоваться
PageMaker-ом.
Возможно, именно по этим причинам, мы часто забываем про сам текст нашего
сайта. уделяя очень много внимания дизайну страниц, механизмам внутренней
работы сервера, оптимизации и пр. Максимум чего мы хотим от текста - это
отсутствие ошибок. Судите сами: мы покупаем или арендуем скрипты у профессионалов,
когда чувствуем, что сами не в состоянии сделать этого, мы заказываем
дизайн в студии (при наличии достаточного количества денег), т.к. совершенно
справедливо считается, что внешний вид сайта - это лицо фирмы..., но кто
заказывает текст профессиональным журналистам?
Безусловно, «основной удар» зрительской критики принимает на себя дизайн
вашей головной страницы. Следом за ним идут удобство навигации и скорость
доступа и только потом, почти последним, идет уже сам текст, до которого,
очевидно, добирается небольшой процент от всех пришедших на ваш сайт.
Однако именно от него зависит, будут ли достигнуты те цели, которые вы
ставили перед собой, создавая сайт. По моему разумению, если человек что-то
пишет, то он хочет, чтобы его текст не только прочли, но и осознали, чтобы
продвигаемые им идеи были восприняты и поняты читателями. Кроме того,
от качества написания вами текста зависит, станет ли посетитель вашим
постоянным читателем или нет. Ввиду всего этого, очень обидно терять те
небольшие крохи посетителей, которые добираются до реального содержания
из-за элементарной стилистической неграмотности.
Очевидно, что то же самое касается в не меньшей степени и рекламных текстов,
и технических описаний. Согласитесь, - важно, чтобы описание предлагаемой
вами услуги или товара было просто, доступно для понимания. В противном
случае вы рискуете погубить даже самую удачную рекламную кампанию в тот
момент, когда клиент, казалось бы, уже сам идет к вам в руки.
Следовательно, текст является не менее важной составляющей вашего сайта,
чем дизайн и удобство использования. Какие же требования должно предъявлять
к самому сайту?
- Конечно, наипервейшее - это грамотность. Неграмотный текст придает
вашей информации вид недостоверной, «не взрослой», то есть неграмотный
текст заметно снижает серьезный тон изложения, и ваш текст будет выглядеть
школьным сочинением, хотя задумывался, как аналитический отчет. В сети
есть сайты, которые специализируются на проверке грамотности (как Вельд
на коде), например Фотиния
- Стилистическое единство в тексте не менее важно, чем в дизайне ваших
страниц. Точно также оно позволяет воспринимать информацию единым блоком,
а не разрозненными кусками. Читатель будет лучше помнить ваш сайт, как
источник интересной ему информации. Даже в том случае, если сайт ведут
два или более человека, желательно постараться привести стиль подачи
информации к единому облику либо разделить сайт на несколько принципиально
разных разделов.
- Стилистическая направленность является ключевой для построения вашей
аудитории. То насколько сложен язык, которым вы излагаете материал,
насколько специфичен используемый вами словарный запас и насколько он
широк, определяет уровень, объем и однородность вашей аудитории. Всегда
есть не менее двух различных способов изложения одних и тех же данных,
например научный труд и его популяризированная версия излагают одну
и ту же проблему для совершенно разных читательских кругов.
Здесь же не могу не упомянуть об эмоциональном и этическом восприятии
материала, то есть о настроении текста. Вы можете с одинаковой легкостью
заставить аудиторию испытывать симпатию или гнев к излагаемому предмету,
влияя на читательское настроение. Надо сказать, что «живость» текста,
его эмоциональная насыщенность достигается весьма несложными и многократно
проверенными способами. Это такие вещи, как включение в текст личных
примеров, большого количества сравнительных прилагательных, частое
использование восклицательных и вопросительных знаков, прямой речи
и пр. Можно действовать и несколько более тонкими способами, например,
использование устаревших, малоизвестных выражений или иностранных
выражений формирует специфическую, легко моделируемую атмосферу вашего
текста. Следует, однако, помнить, что среди ваших читателей могут
попасться люди знакомые с устаревшими и иностранными словами, поэтому,
лучше использовать только те слова, значения которых точно известны,
а не пижонствовать. Своей, особенной атмосферы текста можно достичь
также и использованием нестандартного (т.е., в нынешней ситуации,
по большей части - неделового) стиля, изобилующего причастными оборотами
и, по-Гоголевски, длинными оборотами.
Существует множество способов проталкивать свои идеи в тексте, причем
большинство из них лежит на поверхности - надо только протянуть руку.
Например, все знают, что красный цвет вызывает агрессию не только
у быка, но и у человека, но при этом мало кто задумывается, что такое
же действие производят короткие, рубленые предложения с большим количеством
глаголов. Вы это сами можете легко проверить. Кстати, причины повышения
CTR для баннеров, на которых присутствуют слова «жми!», «да!» и пр.
лежат в той же области и понимание их, на мой взгляд, делает вашу
работу проще и эффективнее.
- Очевидно, большую роль играет тематическое единство текста и его соответствие
заявленной в заголовке теме. Нельзя позволять «растекаться своим мыслям
по древу», так как вы рискуете потерять читателей еще до того, как они
доберутся до понимания излагаемых вами идей.
Я не хочу сказать, что этого делать нельзя, наоборот, порою весьма
полезно излить поток своего сознания на бумагу (пусть и виртуальную)
даже в том случае, если это никого не заинтересует. Более того, в
некоторых отдельно взятых случаях, подобный поток сознания награждается
разными престижными премиями и, надо сказать, вполне заслуживает этого.
Я хочу сказать, что если вашей целью не является литературно-философское
творчество и вы хотите по возможности полно донести ваши мысли, предложения,
впечатления и пр. до аудитории, то, вероятно, имеет смысл использовать
точные формулы изложения и жесткую привязку к теме. В том же случае,
если вы хотите сделать значительное лирическое отступление, то его,
по-моему, лучше выделить в отдельную статью.
Необходимо учитывать, что есть еще и предельный объем информации,
который человек в состоянии воспринять «с налета», без предварительной
подготовки, и этот объем, надо признаться, не слишком велик. Оптимальным
является ситуация, когда вам удается заинтересовать читателя своей
статьей, чтобы он вернулся на вашу страницу для прочтения следующей,
а не вываливать на него сразу весь поток информации. Возвращение посетителя
принесет вам дополнительную выгоду в виде трафика. По этим же причинам
не стоит писать слишком длинных материалов (время онлайн стоит денег),
а если уж деваться некуда, то разбивать большие тексты на части.
Кроме всего вышесказанного необходимо всегда иметь ввиду, что интернет
- это колоссальный «проходной двор», и что ваша аудитория крайне неоднородна,
разнообразна и непредсказуема. Разместив материал в Сети вы, тем самым,
выставляетесь на показ; с этой минуты вы несете непрерывную, постоянную
ответственность за свои слова перед вашими посетителями. Нельзя сказать
недовольному читателю: «Я это писал для себя, поэтому если не нравится
- не читай!», - то, что вы пишете для себя должно оставаться у вас в столе,
а все, что лежит в интернете - достояние общественности! Всегда помните,
что интернет-контент бесплатен, и, если интересную газету просто не купят,
то вас никто не спасет от читателей, между вами нет барьера (не спасет
даже Trash Can для писем), рано или поздно, но вы услышите все, что о
вас думают!
Думайте над тем, что вы пишете!
Материал взят с сайта http://www.mymoney.ru
|