Глоссарий кодера, или С Самого Начала
группа товарищей
Program MyCoolProgram;(это строка, с которой прога начинается)
Var A,B,C,D: Integer; (объявляем переменные...)
Begin (начинаем исполнение кода)
A=4; (присваиваем значение переменной А)
B=3; (присваиваем значение переменной В)
C=5; (присваиваем значение переменной С)
D:=(A+B)*C; (А значение переменной D будет равняться сумме А+В,
умноженной на С)
Writeln ('Получилось аж ', D) (эта строка выведет значение переменной
D на экран)
End. (программа кончается)
ЦИКЛЫ
Вот ты и сочинил свою первую прогу. Все кодеры начинали именно
так, поверь мне. С комовским разъемом пониже спины никто не родился.
Так, патетику в сторону, полетели дальше. Допустим, надо посчитать
всю это бодягу 10 раз. Да с разными значениями A,B,C. Как? Десять
раз переписать? С ума сойдешь. И тут тебе поможет классная вещь
- ЦИКЛ. Цикл - это задание исполнителю повторить многократно одну
или несколько указанных в теле цикла команд. Цикл представляет
собой оператор объявления цикла и тело цикла. А ТИПОВ ЦИКЛА не
один, а целых три. Причем каждый для своих целей. "Дык это ж окосеть
можно!" - скажешь ты. И будешь не прав. Ну сам посуди: жизненная
ситуевина - ты точно знаешь, что тебе надо что-то сделать в проге
10 раз подряд. Тут тебе поможет ЦИКЛ ДЛЯ (FOR). Ну а если ты не
знаешь, сколько тебе надо считать или что-то делать, однако знаешь,
что это надо ПОВТОРЯТЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА (REPEAT ... UNTIL) чего-то
там не станет таким, как нужно тебе. Ну а когда клубишься ты с
перцами, то тут цикл третьего типа: пей пиво, ПОКА НЕ (WHILE)
упадешь (не почувствуешь прилив сил и вдохновения). А в проге
эти циклы оформляются так:
Цикл ДЛЯ (FOR)
FOR переменная: =начальное_значение to конечное_значение do
Begin
Тут то, что надо делать много раз. Называется ТЕЛО ЦИКЛА.
End;
Цикл ПОВТОРЯТЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА (REPEAT ... UNTIL)
Repeat
ТЕЛО ЦИКЛА
Until (условие)
Этот цикл закончится ТОЛЬКО тогда, когда условие в скобках выполнится,
то есть ЛОГИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ в скобках станет ИСТИННЫМ. Например,
6>5 - это ИСТИНА (TRUE), а вот 4<0 - это ЛОЖНО (FALSE). Этот цикл
ВСЕГДА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ХОТЯ БЫ ОДИН РАЗ!
Цикл ПОКА НЕ (WHILE)
While (выражение) do
Begin
ТЕЛО ЦИКЛА.
End;
А вот этот цикл может и не выполниться ни разу, если выражение
в скобках исходно ЛОЖНО. Вот как теперь можно решить нашу задачу
с использованием цикла FOR:
Program MyCoolProgram;
Var A,B,C,D,I: Integer;
Begin {начало программы}
For i:=1 to 10 do
Begin {Начало тела цикла}
A=(Задать значение А);
B=(Задать значение В);
C=(Задать значение С);
D:=(A+B)*C;
Writeln('Получилось аж ', D)
End; {окончание тела цикла}
End. {окончание программы}
Если ты обратил внимание - появилась новая переменная I, она
называется ПАРАМЕТР ЦИКЛА. Кстати, при повышенной внимательности
ты увидишь, что объявлена переменная I, а в цикле она называется
i (малая I). Так вот, запомни: в большинстве языков программирования
РЕГИСТР ИМЕН ПЕРЕМЕННЫХ (ну, с какой буквы начинаются (продолжаются)
имена переменных) компу глубоко по фигу. Такая ситуация не везде,
но в большинстве случаев это так. Вот мы и решили задачу с повторением
чего-то там нужное число раз. Просто? Еще как! Все просто, главное
- просечь фишку...