Главная
К библиотеке


Работаем со статистикой


Речь пойдет в основном о счетчиках. Не о тех счетчиках, которые красиво крутятся, пляшут, переливаются разноцветными красками и показывают некие, никому не понятные циферки. Также и не о тех счетчиках, что висят у нас в коридоре и измеряют потраченные киловатт-часы. Речь пойдет о мощных и надежных инструментах для контроля эффективности рекламной кампании, об их выборе, инсталляции и использовании.

Зачем они нужны?


Резонный вопрос. Действительно, зачем тратить драгоценное время на установку счетчика, его обслуживание и анализ результатов? На самом же деле, в раскрутке сайта хороший счетчик - это самый нужный и удобный инструмент для оценки эффективности ваших действий в процессе рекламных кампаний. Несмотря на существование неких общих правил и принципов, которые довольно детально описывают порядок проведения рекламной кампании, реакция аудитории на те или иные действия всегда индивидуальна и может дать совершенно непредсказуемые результаты. Вследствие этого, необходимо постоянно контролировать поток посетителей и вычислять эффективность ваших действий. Грамотно выбранный счетчик при этом может сэкономить вам очень много времени и повысить эффективность вашей рекламной кампании лучше, чем пачка денег средней толщины.

Что нам нужно от счетчика?


Что должен уметь делать счетчик кроме банального подсчета посетителей? Правильно, он должен уметь учитывать подробности, причем самые разнообразные. Вот список самых, на мой взгляд, необходимых данных, которые должен предоставлять вам счетчик:

  • Кто пришел (имя хоста, браузер, система)
  • Откуда пришел (по ссылке с какого сайта)
  • Когда пришел (с точностью до минуты, больше не надо)
  • Сколько времени провел (очень хотелось бы)
  • Куда ушел (я не знаю ни одного счетчика, который умеет считать такие вещи, хоть и проводил целенаправленные поиски. Практически это реализуется с помощью скриптов и переадресации)
  • Сколько посетителей всего
  • Сколько уникальных посетителей всего

Теоретически этих данных достаточно, даже иногда с избытком. Конечно, можно еще получить цифры экранного разрешения, использования Java апплетов, cookie и пр., причем сделать это весьма несложно. Мне, однако кажется, что все эти цифры давно исследованы и статистику по любому из этих параметров можно получить на сайтах многих исследовательских (аналитических) компаний. Эти данные медленно меняются для всей Сети и практически не зависят от вашей конкретной аудитории, поэтому информация, предоставленная аналитиками, будет, скорее всего, точнее и полнее той, которую выдаст вам счетчик.

Кроме, собственно, учета посетителей счетчик должен уметь делать выводы из полученных данных: качество и полнота этих выводов определяет качество счетчика и удобство работы с ним. Вот то необходимое, что должен уметь делать счетчик:

  • Распределение посетителей по часам.
  • Распределение посетителей по дням недели.
  • Все уникальные пользователи и количество посещений каждым из них страницы (т.е. IP адреса).
  • Все ссылки, по которым пришли пользователи, отсортированные по их вкладу в общий трафик.

Счетчик, который в состоянии выдать подобную статистику, - очень хороший инструмент для вебмастера. Хороший, но не превосходный, т.к. по большому счету, ему недостает нескольких вещей:

  • Анализ маршрута пользователей по сайту.
  • Сортировка доменов по вкладу их в общий трафик.
  • Активизация пользователями тех или иных ссылок, форм и Java апплетов.
  • Полнота загрузки пользователем страницы.
  • Регистрация таких действий пользователя, как печать страницы, скачивание ее с помощью teleport или подобных программ.

Вы можете сказать, что я слишком требователен к простому счетчику и что бесплатно такого сервиса никто не предоставляет, даже если теоретически все эти запросы выполнимы. И я отвечу вам - да, я действительно слишком требователен и, сознавая это, пользуюсь счетчиком от zd-extreme, который таких возможностей не предоставляет.

Что со всем этим делать?


Каждое наше действие провоцирует приток или отток посетителей, естественно, что для разумного управления необходим грамотный анализ последствий совершенного действия. Для этого, как уже говорилось, удобно использовать счетчик. Причем, поскольку для разных действий меняются разные параметры в посещаемости, то желательно, чтобы счетчик предоставлял как можно более полную информацию о ваших посетителях. Разберемся более подробно с полученными данными, будем исходить из того, что у вас на руках все таки не голые данные а уже обобщенная статистика.

Распределение посетителей по часам и дням. Этот параметр определяет фактически распределение спроса на тематику вашего сайта, при условии равномерности поступления внешней рекламы. Соответственно, если сети баннерного обмена, в которых вы участвуете, поддерживают таргетинг, то имеет смысл выбрасывать ваши баннеры именно в моменты наивысшего спроса на вашу тематику. Параметр этот может очень сильно меняться, однако, не быстро. Существенную помощь в определении спроса может оказать статистика по баннерам. Дело в том, что количество «тычков» на главную страницу говорит о наличии спроса на тему только косвенно, а скорее является результатом агрессивности или наоборот, излишней скромности вашей рекламной кампании. Тогда как «кликабельность» или количество просмотров баннеров на внутренних страницах уже говорит о реальном спросе на ваш сайт. Конечно, если есть возможность поставить счетчик на все страницы сразу, то это будет и точнее и удобнее.

Кстати, к слову сказать, статистика по баннерам может дать еще кое-какие ценные сведения. Так, если у вас статические баннеры (например Click Trade) и вы хотите организовать ротацию, то не вредно определить, какие баннеры и в какой момент имеют наивысший CTR. Очевидно, что определенным образом настроив ротацию можно показывать баннеры именно в то время, когда они приносят вам наивысший доход.

Все уникальные пользователи упорядоченные по количеству обращений к вашему ресурсу. Эти данные могут помочь вам лучше понять свой собственный сайт. После того как вы отбросите свои собственные посещения, то все IP адреса можно поделить на три категории.

  1. Посетившие вас один раз
  2. Посетившие вас очень много раз (более 20)
  3. Посетившие вас несколько раз (от пяти до двадцати)

Первая категория - это случайные посетители, а также люди, обманутые вашей рекламой. Эта группа представляет скорее количественный интерес, нежели качественный. Она позволяет определить процент посетителей, которые остаются на вашем сайте для прочтения информации. Точных цифр на это счет у меня пока что нет, но примерно можно сказать следующее: если соотношение ушедших сразу и оставшихся составляет более чем 9:1, то ваша первая страница откровенна неудачна. Это означает, что по тем или иным причинам пользователь не в состоянии уяснить себе суть предоставляемой информации, или ему кажется недостоверными предлагаемые вами сведения, или проводимая вами рекламная кампания не соответствует содержанию вашего сайта. возможно также, что ваша страница просто невозможно долго загружается и многие пользователи просто не могут дождаться окончания этого процесса.

Вторая категория - это ваша аудитория - это те люди, ради которых вы создавали свой сайт. Этих людей надо холить, лелеять и всячески оберегать. Ну и наконец третья, это - потенциальная аудитория. Для грамотной оценки этих двух потоков посетителей вам необходим счетчик, который поддерживал бы все страницы вашего ресурса.

Конечно, IP статистика позволяет проводить полномасштабный анализ аудитории. Действительно, IP адрес скрывает в себе большое количество информации и добыть ее совсем несложно, причем полученные данные будут обладать высокой степенью достоверности (не менее анкетной), а, следовательно, вполне пригодны для работы. Тем не менее, такого рода анализ требует колоссального времени, и, чаще всего требует специальную аналитическую группу для исследования этой статистики. Поэтому, обычно приходится ограничиваться просто констатацией количества пользователей.

Все ссылки, по которым пришли ваши посетители (referrer). Собственно, referrer - это самые спрашиваемые при раскрутке данные. Т.е., безусловно, необходимо знать состав, технические особенности, язык, расположение вашей аудитории, но общее представление об этих параметрах мы интуитивно и так имеем без счетчика. Напротив, вклад того или иного залинкованного на вас сайта в общий трафик очень сложно определить «на глазок».

Вот простейший пример. В Рунете десятки тысяч досок объявлений самого разного размера и посещаемости, понятно, что помещать объявление на все доски нет никакой возможности да и необходимости тоже. К тому же помещенное объявление необходимо постоянно обновлять. Поэтому, поместив объявление на большое количество досок нужно не рвать на себе последнюю тельняшку в попытках поддержать свое объявление в топах досок, а подсчитать referrer через день, два, неделю. После этого вы отбрасываете малоэффективные и «пустые» доски и помещаете свое объявление на ограниченное количество заведомо качественных досок. Таким путем я например, отобрал для себя 7-9 досок и практически не помещаю объявления в другие места.

Или вот другой пример. Вы решили поменяться кнопками с другими сайтами, но не знаете, какую пользу вам это принесет и с кем нужно меняться. Если у вас три - четыре предложения от сайтов близких по тематике и посещаемости, то принять их все не составляет особого труда, однако, представьте, что к вам поступило 20 таких предложений. Есть два выхода: первый - это организовать ротацию кнопок и надеяться, что ваши визави не обидятся на подобное к ним отношение, а второй - это внимательно изучить статистику.

Попробуйте принять все предложения сразу и, разместив иконки, дождитесь ответного размещения своей кнопки. Через две недели проанализируйте статистику: вы увидите, что некоторые сайты принесли вам ничтожно малый трафик, тогда как посещаемость всех двадцати примерно одинаковая. Следовательно, ваша кнопка размещена там, где ее практически не видно, или аудитории ваших сайтов сильно нерелевантны, а значит обмен кнопками для вас бесполезен. Счетчик позволяет сделать точный выбор не полагаясь на «авось».

Очень удобно, если счетчик в состоянии распознавать зеркала (их иногда можно задать вручную), а также обсчитывать не только ссылки но и целиком домены. Например, если ваш знакомый ставит ссылку на вас в нескольких разных разделах своего сервера или страница генерируется CGI скриптом, то вы получите набор разнородных ссылок, не слишком удобных к обработке. Классический пример еще - это посетители с рейтинга «рамблер»

Все эти ссылки придется вручную собирать, тогда как учет зеркал и целиком доменов позволяет сделать это быстро, безошибочно и, главное, автоматически. Т.е. наличие подобной опции в счетчике позволит вам более точно определить вклад того или иного домена в общий трафик на вашем сайте.

Существуют и более эффективные способы сбора статистических данных, но, если у вас нет доступа к логам сервера и мощных аналитических пакетов, то счетчик является, пожалуй наиболее удобным и дешевым инструментом для работы со статистикой.

Однако прежде чем приступать собственно к отчету, я хочу еще раз сказать несколько слов о выборе счетчика. Почему-то одно из главных требований предъявляемых к счетчику - это его точность. Вот например выдержка из описания к счетчику InfoArt: «В отличие от ряда отечественных и зарубежных механизмов InfoArt HITs обеспечивает высокую надежность и точность "хода"», такие же слова можно встретить в описании счетчиков LinkExchange, Alfa-Counter и пр. На мой же взгляд, высокая точность - это последнее, что нас должно интересовать в счетчике. Судите сами, если сервер, который обсчитывает посещения ваших страниц, не виснет ежеминутно (лучше, если вообще не виснет), а программное обеспечение написано не только руками, но и с головой, то расхождения в цифрах не должны превышать обычной ошибки рассеяния или около 0,5-1 %. Такой ошибкой при обсчете статистических данных вполне можно пренебречь.

В самом деле, учет статистики - это не гонки «Формулы-1» и не скачки с препятствиями, здесь важен более качественный анализ, нежели количественный. Поэтому при выборе счетчика нужно, прежде всего, обращать свое внимание на полноту и качество отчетов, а не на точность показаний этого счетчика. Кроме того, на мой взгляд, большое значение имеет внешний вид счетчика, то, как он впишется в дизайн ваших страниц. С этой точки зрения, новый счетчик от Мафии.ру, явно проигрывает, так как мне трудно представить себе такой дизайн в который он хорошо бы вписался.

Я не хочу сказать, что точность хода счетчика не имеет никакого значения при его выборе, боле того, мне будет крайне интересно посмотреть на результаты, проводимого сейчас Тимофеем Бокаревым исследования самых популярных счетчиков. Я хочу лишь сказать, что точность хода счетчика имеет не более чем второстепенное значение при его выборе.


Итак, вернемся к нашим баранам. Некоторые счетчики предоставляют пользователю значительно более сложные отчеты, чем рассмотренные в предыдущей статье. Это такие данные, как:

  • маршрут посетителя по страницам сайта;
  • время, проведенное посетителем на сайте вообще и на каждой странице на маршруте;
  • полнота загрузки страница в браузер посетителя.
Для счетчиков, которые таких возможностей не предоставляют, нужные данные можно получить подручными способами: сопоставляя другие данные этих счетчиков или данные нескольких одинаковых счетчиков на разных страницах. Есть и другие методы, которые можно получать для получения необходимой статистики. Можно, но неудобно, поэтому, если вы всерьез хотите заняться благоустройством самого сайта, то лучше сразу взять подходящий счетчик. Т.е. (опять же, возвращаясь к выбору счетчика) необходимо четко представлять себе цель, для которой вы собираетесь устанавливать счетчик, так как вполне возможно, что вам будет достаточно рамблеровской статистики.

Возьмем например, нежно любимый мною счетчик ZD-Extreme, он не в состоянии показать вам статистику маршрута посетителя по сайту, но эту неприятность можно довольно легко преодолеть. Для этого расставим счетчики по всем страницам, а затем проанализируем входящий трафик для каждой из внутренних страниц. Конечно, можно отслеживать трафик каждого посетителя по всем счетчика через его IP (причем, если наладить постоянную передачу данных в Mathcad, то это даже и несложно), но гораздо проще построить следующий график, дающий нам точную картину при оперировании большими цифрами.

общаяя схема маршрутов пользователей по сайту

Подобный график сразу выявляет на сайте все проторенные тропы. Так, хорошо заметны маршруты:

  • T-1-2-3-4-out;
  • T-1-2-5-out;
  • T-6-5-out;
  • T-2-3-4-out.

Недостаток этого метода в том, что мы не всегда можем с уверенностью сказать, куда направился посетитель от узловой точки, - точки пересечения двух или более маршрутов. Иногда, зная содержание страниц, мы можем скоррелировать неточности в маршрутах, но, для развлекательных сайтов, это затруднительно.

Другой, весьма изящный, надо сказать, вариант - это баннеры RLE на каждой странице сайта. Недавно в этой баннерообменной сети была включена опция подробной статистике по страницам с баннерами, и теперь вы можете получить вполне приличный отчет с маршрутами посетителей, средним временем их пребывания на сайте и другими данными. К сожалению, последнее время баннеры RLE часто отказываются грузиться, что приводит к значительным искажениям статистических данных (не говоря уже о потере рекламного пространства). Надо сказать, что мне несколько странно, что до RLE (честь им и хвала) никто не додумался этого сделать, так как ход этот достаточно очевиден и очень удобен. Мне выгодно стало поставить баннер RLE на каждой странице сайта. Таким образом, у меня есть нужные мне данные, а у баннерообменной сети больше комиссионных.

Вернемся собственно к статистике: маршруту, времени и полноте загрузки страницы пользователем.

Первым делом, мы можем определить удачные места сайта - это точки схода нескольких маршрутов. Если эти страницы предоставляют самостоятельный интерес, то, вероятно, имеет смысл их несколько доработать, придать им более самостоятельный вид и заслать в службы каталогов и поисковые машины, как независимые страницы. Это даст дополнительный приток посетителей на ваши страницы непосредственно во внутренние разделы, соответственно, не будет обижены и другие части вашего сайта.

Во-вторых, определим среднюю длину маршрута и посмотрим, некоторые из них значительно короче среднего. В том случае, если в нашем распоряжении достаточно большая выборка (10-15 тысяч уникальных посетителей), то эти данные не случайны и их надо тщательно проанализировать. Почему ваши гости заканчивают свой визит именно на этой странице? Что понуждает к этому? Неудачный текст страницы или неудачный ее вид. Очень большая длина страницы (или нескольких страниц на маршруте), так что посетитель просто очень сильно устает и предпочитает найти себе других развлечений. Это может быть также и просто конец темы или очень интересно оформленная ссылка.

В-третьих, нужно попытаться понять, почему средняя длина маршрута такова, какова она есть. Происходит ли это потому, что пользователь проходит предел насыщения, прочитывает целиком весь сайт, или по каким-то другим - менее приятным причинам? Соотнеся эти данные со средним временем нахождения посетителя на сайте, можно также понять, читает ли человек ваш сайт или просто проглядывает его. Очень удачно, если можно соотнести эти данные с полнотой загрузки страницы в браузере пользователя. Очевидно, что, если страница не успевает загрузиться полностью, то пользователь что-то целенаправленно ищет и, не найдя требуемого, уходит.

Кстати, как можно судить о полноте загрузки страницы пользователем? Во-первых, по времени загрузки, во-вторых, потому считались ли последние строчки кода, в-третьих, используя куки, вероятно, также есть какой-нибудь java способ. Пусть эти данные не будут очень точными, но они дадут нам общее представление о предмете. Так что этот пункт не полный бред, как может показаться сначала.

Вернемся к статистике. Представьте, что ваш сайт физически находится на разных серверах с разным временем доступа. Ситуация, согласитесь, нередкая. Тщательно анализируя маршруты посетителей по сайту, можно попробовать перераспределить страницы таким образом, чтобы маршрут целиком лежал на одном сервере. Т.е., фактически, решить обратную «Задачу Коммивояжера». Зачем это делать? На первый взгляд, незачем, но, как говорил один мой знакомый математик: «если можно что-то сократить, то это нужно сократить». Кроме того, будучи расположены на одном сервере, страницы (близкие, естественно, по размеру) будут загружаться более равномерно. Это даст посетителю дополнительное ощущение стиля, а соответственно - комфорта и спокойствия. Эти чувства - немаловажны для издателя.

 

Материал взят с сайта http://www.mymoney.ru

Hosted by uCoz