Учитывая неспадающий интерес ко всему "шаровому",
мы постараемся проследить и посоветовать, что нужно делать, чтобы
повысить вероятность получения "халявы". Ограничимся рассмотрением
только русскоязычной части Internet (только теми сайтами, которые
созданы нашими соотечественниками). А если быть точнее - вопросами
повышения вероятности получения "халявы", потому как сами
сайты в сети вы сможете отыскать без труда и сами :-).
Во-первых, возросло количество Web-страничек и целых
сайтов, где размещаются линки на вещественную "халяву".
В то же время многие разработчики "новых" сайтов не особо
утруждают себя поиском подобных ресурсов и нередко просто копируют
(разумеется, без проверки!) линки, группируя информацию с нескольких
сайтов. Сами же "новые" сайты не всегда лучше уже существующих.
С неудачным дизайном, впрочем, можно смириться - лишь бы линки, указанные
там, работали, а время, потраченное на заполнение различных анкет
и форм заказа, не пропало впустую.
Во-вторых, многие линки, имеющиеся на этих страницах, довольно быстро
"отмирают", "не справляясь" во значительно возросшим
потоком запросов из стран СНГ (в том числе и из Украины :-)). Например,
в начале лета на сайте известной компании Cisco (http://www.cisco.com/)
можно было заказать отличную книженцию "Internet для чайников"
(новейшее издание 1999г. - на английском, разумеется)). Книжка весом
почти в кило "прилетела" уже через месяц. Но уже в середине
лета этот адресок "угас" :-). И таких примеров немало. Кроме
"угасающих", есть и абсолютно "пустые" линки,
где заполнение форм заказа - пустая трата времени. А есть и линки
"специального" назначения - там "аккумулируются"
реальные e-mail-адреса пользователей, которые с большой степенью вероятности
могут попасть к спаммерам (о методах борьбы с последними "МК"
писал в N33'99). Вычислить такие линки "на глаз" невозможно,
и поэтому приходится перебирать все подряд линки в поисках заветного
результата. Почему же "все подряд"? Да потому что, сделав
несколько пробных единичных заказов по интересующей вас рубрике и
безрезультатно прождав несколько месяцев в ожидании "товара",
вы могли прийти к выводу, что "халявные сайты" - это мираж,
рекламная акция, и что халяву "на шару" не высылают. Однако
это не так, что подтверждается моим личным тестированием таких сайтов.
Кстати, надпись на страничке сайта "перед размещением все линки
проверяются" может не соответствовать действительности. Сами-то
линки могут и работать, а вот рассылка "халявы" не производится.
То есть форма заказа заполняется (надеюсь, вы не забываете указывать
свой e-mail, лучше всего заведенный на каком-нибудь "халявном"
сервере типа yahoo, altavista и др.), на экране высвечивается подтверждение
вашего заказа, но халяву вы не получите. Почему? Ответ нередко высылается
самой фирмой: "запасы кончились" или "ваш регион не
обслуживается". Нередко косвенным доказательством этого является
наличие в поле "страна" только США и/или Канада, а также
5-значный ZIP-код. (Кстати, в Украине совсем недавно перешли на 5-значный
ZIP - может специально для "халявщиков?" :-)).Правда, оба
эти признака ни в отдельности, ни вместе взятые не могут быть прямым
доказательством того, что вы не сможете получить вашу "халяву"
(иногда, хотя и очень редко, такая "шара" просачивается
и в наши края)) Какова вероятность того, что вы точно сможете что-либо
получить? Как ни странно, все зависит от количества заказов, сделанных
вами (разумеется, с разных сайтов). Статистика, имеющаяся на сайтах
с "халявой" - ориентир ненадежный. Так, например, средний
показатель получаемости "вещичек" (сидюков, книжонок и др.)
там находится на отметке 70-80%. Но на самом деле он значительно ниже:
к нам "долетает" в среднем только каждый 9-й, а то и 10-й
заказанный сидюк (то есть около 10%).
Рекомендации по заполнению форм заказа нередко содержат противоречивую
информацию и поэтому могут ввести вас в заблуждение. Например, в наше
неспокойное время мало кто решится заказывать на дом "шаровую
безделушку", указывая свой home-адрес как офис (по какой причине,
я надеюсь, вы понимаете :-)). Рекомендации проверять свой почтовый
ящик раз в 2 недели (имеется в виду тот, куда вам бросают газеты,
а не e-mail :-)) следует в буквальном смысле делить на шесть, иначе
это может оказаться накладным для вас. И вот почему. Есть такая официальная
"бумажка", которая регламентирует затраты на хранение почтовой
корреспонденции. В ней-то и кроется ответ на вопрос, почему за заказанную
и прибывшую из-за бугра "халяву", доставка которой оплачена
отправителем, вы должны заплатить еще и нашим почтовикам. Напомним:
10 января 1999 года появился приказ УГППС "Укрпочта" N5
"Тарифы на дополнительные услуги почтовой связи", где черным
по белому в разделе IV "Зберiгання поштових вiдправлень"
указана сумма, взимаемая с вас за каждый "лишний" день хранения
посылки или бандероли в случае, если срок хранения превышает 5 дней
- 36 коп. Причем, хотя в документе указано, что это - максимальная
сумма, которую могут с вас "содрать", ее-то и "приняли
к сведению" наши доблестные почтовики. За 10 дней вам "натикает"
целых 3.60 грн, что иногда может даже превышать стоимость "вещицы",
которую вам прислали (а не заплатишь - не получишь :-). Вывод напрашивается
сам собой - ходите на почту забирать свою "шару" хотя бы
2 раза в неделю.
Далее. Если, заказывая "халяву", вы получаете приглашение
указать реквизиты ваших карточек VISA, Master и т.п., то у вас ничего
не получится. Не помогут здесь и генераторы кредиток.
Наиболее высокая вероятность получения "вещичек", при заказе
которых предусмотрена отправка "Outside USA/Canada", то
бишь в списке присутствуют Ukraine или Russia, в крайнем случае -
Europe. Я не ошибся. На некоторых сайтах с "халявой" Украина
как страна отсутствует вообще! (видно, в школе недоучили географию
:-)) Чаще всего отправку оплачивает отправитель. И его абсолютно не
смущает, что стоимость пересылки может в несколько раз (!) превышать
стоимость "шары" - что поделаешь ради рекламы своей фирмы
и привлечения новых клиентов. Полученный недавно сидюк с софтом стоимостью
$50 (!), за отправку которого фирма "выложила" nn-баксов
- наглядное тому подтверждение. Если же при заполнении формы указано,
что вещь бесплатна, но за ее пересылку необходимо заплатить - можете
не тратить время - все равно не отправят (если только у вас нет своей
собственной VISA, откуда могут "снять за обслуживание")).
Здесь, кстати, я не могу согласиться с автором статьи, опубликованной
в "МК" N37'99, который считает, что абсолютно за все посылки/бындероли/пакеты
нужно платить.
Вероятность получения "товара" зависит также и от того,
куда и кому отправляется посылка. Есть страны, куда отправка посылок
из страны-отправителя запрещена по соображениям безопасности. Кроме
того, крупные компьютерные фирмы вряд ли будут отправлять посылки
с теми же сидюками какому-нибудь "Genke do vostrebovanija".
А указание солидного названия вроде "Super-Microsoft Ltd"
может вызвать проблемы с таможней. Если это - сидюк, да еще музыкальный
(пусть даже и демо), или Video, то процедуры растаможивания не избежать.
А стоимость такой процедуры может в 5-10 (!) раз превысить стоимость
"халявы". Да и сроки, которые отводятся на эту процедуру,
довольно сжатые. А пока вы будете оформлять документы, вам еще "натикает"
некоторая дополнительная сумма за хранение (см. выше). Но при заказе
"бумаги" (постеры, буклеты, книги и др.) фирму можете указывать
любую - хоть "Eta shara otpravlena mne Ltd" :-)
Некоторые заказы оформляются по обычной e-mail. При этом желательно,
чтобы ваш Return e-address был рабочим. Если вам что-либо планируется
выслать (или уже выслано), то фирма обычно высылает запрос на подтверждение
корректности адреса, указанного в "адресе получателя" (также
может поинтересоваться, получен ли вами отправленный "товар",
или же просто информирует об ориентировочном сроке получения заказа).
Почти 100% гарантом отправки является получение вами по e-mail сообщения:
"товар будет выслан/получен в течение nn дней/недель. Спасибо
за заказ". Хотя такое подтверждение высылается не всегда.
Сроки получения вашей "халявы" разнообразны. Это может быть
и 10 дней, и 4 месяца. Все зависит от того, каким транспортным средством
будет отправлен товар. Самый быстрый способ - авиаперевозка, самый
медленный - морскими судами (в последнем случае "товар доплывает"
в Киев через Одессу). Кстати, в последнее время наметилась тенденция
использовать второй способ (ну что же - можно и подождать :-)) Возможно,
это связано с возросшим потоком "шары" в страны СНГ, а также
ввиду более низких суммарных затрат (для отправителя) на доставку
"товара".
Да, чуть не забыл. Операция заполнения форм заказа - процедура не
сложная (пиши себе латинскими буковками - и все :-)). Но если вы хотите
за один раз заказать несколько десятков "безделушек", то
работа пальцами по клавиатуре вам может показаться утомительной. В
этом случает можно использовать "автоматизатор" ввода информации,
который заменяет часто повторяющиеся реквизиты: Name, Address, ZIP
и др. комбинацией клавиш, при нажатии которых они "вписываются"
в клеточки формы (что-то наподобие макроподстановок в Word'е). Такую
софтинку можно взять, к примеру, на http://www.izcity.com/pub/soft1.htm.
Итак, с основными особенностями оформления заказа "халявы"
мы разобрались. Остается лишь посочувствовать тем фирмам, которые
высылают в страны СНГ и Украину "шаровые товары" (к фирмам,
о которых "МК" писал в N37'99, это не относится) - в связи
с лавиной заказов от читателей этой заметки :-). Мы же тем временем
будем надеяться, что "халявы" хватит на всех Ж-)