В теориях цвета, которыми пользуются дизайнеры, существует немало
путанных и неясных моментов. Начнем с того, что само слово "цвет"
может означать, по крайней мере, четыре разных сущности:
1. "цветом" может называться спектральная характеристика излученного
или отраженного света. Точнее, в этом случае "цвет" есть преобладающая
длина волны в спектре данного светового луча. Например, если в спектре
преобладает свет с длиной волны около 780 нанометров, то такой свет
можно назвать красным.
2. Цвет, как свойство вещества избирательно поглощать свет в зависимости
от длины его волны. Так, поверхность ткани или толща стекла могут
поглощать свет не равномерно, а так, что меньше всего абсорбируется
именно свет с длиной волны 780 нм. Тогда ткань и стекло мы назовем
красными по цвету.
3. Цвет, как физиологическая реакция глаза на внешний раздражитель.
Чаще всего это падающий свет, но не обязательно. Если сильно потереть
глаза, то можно увидеть фосфены - яркие светящиеся пятна. Это реакция
глаз на механический раздражитель. Глаз реагирует на свет очень
сложным образом. Например, некоторые смеси световых волн разной
длины не отличаются "на глаз" друг от друга. Смесь лучей с "красными"
и "зелеными" длинами волн неотличима от "желтого" монохроматического
света. Наиболее чувствителен глаз к волнам красного, зеленого и
синего цветов (в значении 1.) Но цветовая чувствительность глаз
может сильно меняться в зависимости от уровня освещенности, усталости
глаза и общего состояния человека.
4. Цвет, как одна из характеристик эмоциональной реакции человека.
Мы говорим: "В глазах потемнело", "Зеленая тоска", "Мне все фиолетово",
имея в виду эмоциональные состояния психики. Цвет может нести в
себе самые разные эмоциональные составляющие радость, звонкость,
угрюмость или напряженность - здесь речь идет о психологическом
цвете и его свойствах.
В нашем случае особенный интерес представляет последнее значение
слова "цвет" и речь дальше пойдет именно о нем, хотя, безусловно,
некоторые важные свойства цвета связаны с первыми тремя значениями
этого слова. Любой конкретный цвет мы предлагаем рассматривать как
смесь восьми основных: синего, фиолетового, красного, оранжевого,
желтого, зеленого, черного и белого. Каждому из них соответствует
вполне определенное психологическое состояние. Эмоции передаются
языком цвета мощно и убедительно.
Посмотрите на примеры: здесь цветовое сообщение находится в прямом
противоречии со смыслом слов. Попробуйте представить себе, что это
- таблички на дверях. Как Вам кажется, что ждет Вас за этими дверями
(рис. 1)? Подобные противоречия между эмоциональным наполнением
слов и эмоциональной же составляющей цвета этих слов дезориентируют
читателя, отталкивают его.
Цвет подчеркивает суть фразы, акцентируя внимание на определенных
ее смыслах. В следующем примере цвет сообщает, какую интонацию приобретает
словесное высказывание. Попробуйте мысленно (но можно и вслух) прочитать
фразу сначала в одном цвете, а потом - в другом. Неправда ли, интонации
разные? (рис. 2)
Общий строй использованных в проектировании цветов удобно разделить
по тому, какой объем каждого цвета, присутствует в кадре. Тогда
цвет (или группа цветов), покрывающие наибольшие площади плоскости
кадра мы будем называть доминантными (то есть, преобладающими),
а цвета, образующие пятна меньшей площади - акцентными. При этом
активность или яркость цвета не влияют на его доминантность.
Все многообразие видимых цветов удобно представить в виде эллипсоида
- трехмерной модели "цветового тела" (рис.3):
В этом эллипсоиде (как внутри, так и на поверхности) каждая точка
соответствует какому-то конкретному оттенку. При этом его полюса
- это черный и белый цвета, точки оси - оттенки серого, поверхность
тела соответствует цветам спектра, а все остальные точки - земляным
цветам. Чем ближе точка к поверхности тела, тем выше хроматичность
(цветность), и наоборот.
В этой цветовой модели каждый цвет обладает следующим набором свойств:
Тон - тот из основных цветов, который преобладает в данном конкретном
цвете;
Светлота - относительное расстояние данного цвета до "белого полюса"
цветового тела;
Яркость - интенсивность свечения данного цвета. Если речь идет
только об экранных цветах, то яркость - вполне объективное свойство.
Для случая отраженного цвета яркость может быть только иллюзорной,
исключая самосветящиеся объекты;
Теплота - кажущееся ощущение цвета, аналогичное кожному восприятию
температуры;
Глубина - кажущееся впечатление цвета прозрачной окрашенной среды;
Хроматичность (чистота) - относительное расстояние данного цвета
до "серой оси" цветового тела.
Абсолютно чистые, хроматичные тона образуют поверхность цветового
тела и называются спектральными. Спектральные тона удобно рассмотреть
в виде круговой диаграммы ("спектральный круг") (см. рис.).
Круг разделен на шесть равных областей, каждая из которых соответствует
группе спектральных оттенков одного тона. Границы между областями
достаточно условны и размыты, связанные с каждой областью образы
непрерывно перетекают друг в друга. То есть, каждый тон ассоциативно
отображается на пространство смыслов в виде семантического поля,
имеющего диффузный характер, причем эти поля перекрываются в пограничных
областях. Проще говоря, каждый цвет связан в нашем сознании с определенной
группой эмоций, при этом сами эмоции могут быть внешне между собой
не связаны
Шестицветный спектр удобно делится на группы по три и по два цвета.
Так, если провести разделительную линию вертикально, то в правой
части окажутся теплые тона, а в левой - холодные фиолетовый и синий
плюс нейтральный зеленый. Разделение спектра на триады через один
дает нам группы "Синий - Красный - Желтый" (С-К-Ж) и "Фиолетовый
- Оранжевый - Зеленый" (Ф-О-З), которые И. В. Гете называл "сияющими"
и "теневыми" соответственно. Через полтора века после Гете работы
М. Люшера позволили связать эти группы цветов с экстраверсией и
интраверсией (в терминологии К. Г. Юнга). Триада С-К-Ж соответствует
экстравертному состоянию, в котором человек ориентирован преимущественно
на окружающий, внешний мир, его психическая деятельность в основном
имеет своим объектом предметы и людей - все, кроме него самого -
человек "разомкнут". Триада Ф-О-З соответствует интравертному состоянию,
в котором деятельность психики ориентирована внутрь и направлена
на саму личность - человек "замкнут".
Деление цветового круга на три диады удобно проводить по принципу
противолежащих цветовых пар. Такие пары обычно называют дополнительными
или комплементарными, так как их субстративные смеси дают ахроматический
тон, а оптическое смешение позволяет достичь иллюзорного повышения
яркости и хроматичности вплоть до ощущения свечения красок. Это
любимый прием таких мастеров цвета, как Анри Матисс, Огюст Маке,
Клод Моне, Винсент Ван Гог или Николай Рерих.
Диада "красный-зеленый" соответствует телесному (физиологическому)
началу человека. Красные тона связаны с внешней активностью тела
и отображаются на семантическое поле таких ключевых слов, как: движение,
физический труд, еда, спорт, борьба, агрессия, секс (его физиологические
составляющие). Состояния мускульной активности знакомы и понятны
абсолютному большинству, они очевидны и всеобщи не только для человека,
а для всего, что живет и движется.
Зеленые ассоциативно соответствуют внутренней активности тела.
Так, И.В. Гете пишет, что зеленый цвет напоминает ему корову, лениво
возлежащую на лугу со своей вечной жвачкой. Зеленые тона отображаются
на поле таких противоречивых ключевых слов, как дыхание, пищеварение,
телесное здоровье, а также внутренние болезни, психосоматические
расстройства (типа тошноты или удушья), эмоциональные состояния,
переживаемые телесно (например, зеленая тоска, зеленая плесень).
Диада "синий-оранжевый" связывается с интеллектуальной активностью.
Здесь необходимы некоторые разъяснения. Так, если ассоциативная
связь синего цвета с состояниями напряженных размышлений достаточно
очевидна (вспомним синие мантии мудрецов, звезды на синем фоне,
как признак мудрости, а также то, что синий цвет - всегда ассоциируется
с глубиной), то трактовка оранжевого как направленной внутрь активности
интеллекта (самокопание) вызывает некоторое недоумение. Насколько
обосновано восприятие оранжевого как цвета самопознания? Действительно,
гораздо легче увидеть связь оранжевого с детством (любопытство,
жизнерадостность, фантазия), однако, заметим, что в рамках дальневосточных
культур связь оранжевого тона с самопознанием не вызывает сомнений
(например, одежды буддийских монахов). Для восточного человека самопознание
- это серьезное, достойное всяческого уважения занятие. Запад же
традиционно полагает внешние объекты более достойными размышлений,
чем внутрипсихические. С точки зрения среднего западного человека
самопознание воспринимается чем-то вроде ковыряния в носу: у ребенка
это может вызывать умиление, но взрослый человек этим заниматься
не должен (по крайней мере, на людях). Возможно, именно такой механизм
сдвигает смысл оранжевого от самопознания к детству и инфантилизму.
Комплементарную пару "желтый-фиолетовый" естественно связать с
эмоциональной сферой. Соответственно, желтые тона воспринимаются
как состояния "выплескивания" эмоций, а фиолетовые - как эмоции,
переживаемые внутренне. Здесь снова сказываются национальные традиции:
для западной культуры поощряется внешнее выражение так называемых
положительных эмоций - радость, удовольствие, благодарность, восхищение
и т.д. Отрицательные эмоции (горе, тоска, печаль, уныние) должны
скрываться, даже если они искренни, глубоки и плодотворны. Так возникает
ассоциативная связь "положительные эмоции" - наружу, а "отрицательные"
- внутрь. Естественный следующий ход в эволюции ассоциаций, в их
формировании в процессе нашей социализации связывает положительные
(внешние) эмоции с желтым, а отрицательные (внутренние) - с фиолетовым
тоном.
Восточная культурная традиция предписывает скрывать проявления
всех эмоций. Здесь удобнее использовать термины движений жизненной
энергии (прана, ци, ки). Тогда желтый соответствует движению жизненной
энергии изнутри наружу (состояние "ян"), а фиолетовый - снаружи
внутрь ("инь", вдох праны). В рамках восточных философий оба состояния
не могут существовать в чистом виде, каждое из них в своем максимальном
проявлении имманентно содержит зародыш противоположного начала.
Поэтому, кстати, спектрально чистые желтый и фиолетовый в традиционной
палитре Дальнего Востока крайне редки.
Вообще Западная цивилизация, к которой принадлежим и мы с вами,
более экстравертна, - здесь ценится в первую очередь внешний успех.
Запад всегда видел свое предназначение в переделке окружающего мира,
в приспосабливании его к Человеку. Восточная культура более интравертна.
На Востоке гораздо больше ценится созерцательность, внутреннее равновесие.
Восточный человек скорее склонен измениться сам применительно к
окружающему миру, чем "подстругивать" мир под себя. За счет создаваемого
этими факторами фона, Восточная цивилизация внешне (именно внешне!)
более вдумчива, а Западная - более динамична, на самом же деле -
все это разные стороны одного человечества.
Ахроматические тона, образующие ось цветового тела, отображаются
на чрезвычайно обширные и противоречивые семантические поля. Так,
смыслы черного распростираются от потустороннего абсолютного зла
до бытовой изысканности и элегантности, от образов сна и тишины
(вплоть до вечного покоя) до состояний страха, насилия и агрессии.
Аналогичная ситуация возникает при поисках смыслов белого и серых:
аналитик сталкивается с необходимостью конкретной трактовки предельно
общих понятий "света" и "тьмы" во всем их многообразии.
Исходя из специфики задач метода визуального кадра, мы вполне сознательно
предлагаем ограничить поля смыслов ахроматических тонов до удобоприменимого
вида. Тогда общее для всех ахроматических цветов свойство дистантности
и его разновидности можно выразить в виде коротких "лозунгов" для
каждого отдельного цвета:
черный - "Держитесь от меня на расстоянии, я могу быть опасен!"
серый - "Держитесь от меня на расстоянии, я скромен и незаметен"
белый - "Держитесь от меня на расстоянии, я чистый и гордый!"
Земляные тона в рамках представленной модели рассматриваются как
смеси какого-то из спектральных с ахроматическим. Соответствующий
образ возникает как пересечение диффузных образов, связанных с каждым
из исходных тонов. Например, серо-стальной оттенок (серый + синий)
используется как доминантный, если концепция опирается на лозунг
типа: "Я скромен и незаметен, держусь от людей поодаль, но мой интеллект
активно изучает окружающий мир".
Четыреста веков, в течение которых человек имеет дело с цветом,
выделили несколько наиболее выразительных и популярных цветосочетаний.
Каждое из них, фактически - это тысячи конкретных вариантов. Эти
устойчивые цветовые сочетания можно встретить везде: в одежде окружающих
вас людей, в интерьерах квартир и офисов, на страницах цветных журналов
и на рекламных щитах вдоль дорог. Такие сочетания из трех красок
принято называть цветовые аккордами. Каждый вариант отличается оттенками
входящих в него цветов, характером тонов и соотношением их объемов.
Рассмотрим основные цветовые аккорды так, как они используются в
веб-дизайне.
1. Аккорд красный + два ахроматических. Наиболее простой
пример этого аккорда - сочетание черный + белый + красный. Это -
самый старый из аккордов, его часто называют "первобытным". Еще
художники палеолита расписывали стены пещер красной охрой, мелом
и углем. Общее значение аккорда можно выразить ключевыми словами:
просто, очевидно, несомненно, мощно, жизненно.
В случае, когда доминантой является красный тон, смысл аккорда
концентрируется вокруг образа жизненной силы и активности. Доминирование
черного дает ощущение угрозы, сдерживаемой агрессии. Преобладание
белого создает образ гордости, чистоты, аристократизма (в смысле
"старинной, крепкой породы"). Более тонкие смысловые нюансы зависят
от характера красного тона (светлоты, прозрачности, яркости, хроматичности),
от размера и формы цветовых пятен, от фактуры и т.д.
Замена черного на серый снижает эмоциональный накал. Появляются
мотивы скромности, сдержанности, аккуратности и официальности.
Если же серый тон сочетается с черным и красным, то возникает следующий
образ: "Не обращайте на меня внимания, я хочу быть незаметным. Держите
дистанцию, а не то я могу оказаться опасным. Я активен, подвижен,
всегда готов к драке, бегству или сексу". Такое заявление сразу
отсылает нас к образам молодежного "андерграунда" - панкам, металлистам,
рокерам.
В работах профессиональных веб-дизайнеров именно смысл и содержание
сайта определяют выбор цветового решения. Дизайнер (вместе с заказчиком)
решает, какой образ будет наиболее уместен для данного ресурса.
Цветовой аккорд и конкретные оттенки подбираются в зависимости от
принятого решения. Рассмотрим несколько примеров из числа сайтов,
посвященных изобразительным искусствам.
Сайт www.a2zart.com предлагает современную скульптуру мастерского
уровня. Образ аристократичности формируется доминирующим белым в
аккорде с черным и алым.
Сайт www.sohobooks.net посвящен американскому уличному искусству
граффити. Дерзкий, вызывающий и полный энергией характер этого искусства
определяет доминирование красного (алого оттенка) в сочетании с
черным, белым и серым. Акценты желтого добавляют "горячего".
Сравнительно спокойный, уравновешенный образ сайта www.nextmonet.com
создается доминированием серого, почти равным объемом белого и холодным
оттенком красного (такой оттенок называется маджента). {Может быть
magenta - этот термин обычно не переводят}
2. Аккорд синий + желтый + ахроматический. Сочетание интеллекта,
эмоциональности и сдержанности составляет тот набор, который наиболее
благоприятен для достижения жизненного успеха (в западном понимании).
Умный, общительный и хорошо воспитанный (умеющий держать себя в
руках) человек прямо-таки обречен на успех в обществе. Наиболее
привлекателен такой образ в варианте синий (доминанта) + белый +
желтый.
Сочетание синего и желтого с серым, особенно если хроматичность
тонов невысока, придает образу характер скрытный, "себе на уме".
Желто-синяя акцентировка при доминанте черного выглядит очень напряженно,
даже зловеще.
Доминирование желтого придает аккорду звучание жизнерадостное,
веселое, слегка детское (особенно в сочетании с белым). Но и здесь
"ребенок" получается умный и сдержанный (воспитанный).
Сайт www.wwar.com представляет собой сборник ссылок на художественные
ресурсы Интернета. Образ преуспевающего бизнесмена, уверенно чувствующего
себя в мире арт-маркетинга, поддержан доминирующим белым, равными
по объему желтым и синим и акцентировкой красным и зеленым. Отметим,
что точно такое же цветовое решение использует сайт www.egroups.com
, никак не связанный с изобразительным искусством. Образ посредника
оказывается уместен в обоих случаях.
3. Аккорд фиолетовый + желтый + ахроматический. Пара дополнительных
"эмоциональных" тонов определяет высокую напряженность этого аккорда.
Ключевые слова здесь такие: таинственно, волшебно, глубоко, многозначительно.
Наиболее эффектно аккорд выглядит при доминировании черного, создавая
магический образ "царицы Ночи".
Доминанта фиолетового придает аккорду мечтательный, меланхолический,
печальный характер. Сдвиг фиолетового тона к синему добавляет к
образу мотив напряженных размышлений философской глубины.
Напротив, замена фиолетового на пурпурный сдвигает образ к мотивам
активности, власти, царственности. Сочетание желтого с черным легко
прочитывается как "золото", а пурпур с золотом - очевидно императорское
сочетание.
Доминирование желтого придает аккорду смысл "Я весел, жизнерадостен
и общителен, но способен и на тайные, внутренние переживания. В
такие моменты лучше держаться от меня на расстоянии, я могу быть
опасен". Такой образ может вызвать ощущение лживости и коварства,
не зря каноническое изображение Иуды Искариота - в желтом плаще
и лиловом кафтане.
Сочетание фиолетового и желтого с белым соответствует образам гордой,
чистой магической силы ("белая магия").
Приведем в качестве примера сайт www.mezzo-mondo.com Традиционная
масляная живопись, которую предлагает этот ресурс, обладает для
грамотного дизайнера ореолом тайны и магичности. Есть нечто колдовское
в секретах старых мастеров. Соответственно формируется цветовой
аккорд: доминанта черного, несколько сложных оттенков желтого и
фиолетового, акценты синего и зеленого.
Аналогичное ощущение тайны и колдовства выглядит несколько менее
уместным в оформлении сайта www.art4.net (Art Channel) - сборник
линков на художественные ресурсы.
4. Аккорд зеленый + желтый + ахроматический. Больше, чем
все остальные классические аккорды, это цветосочетание склонно использовать
смеси хроматических и ахроматических составляющих. Смешивание желтого
с серым дает широкую гамму желто-коричневых тонов (охры светлая,
темная и золотистая, сиена, умбра, сепия и т.д.). Коричнево-зеленые
оливковые, болотные, травяные оттенки также очень популярны.
В целом аккорд можно характеризовать как "природный, сельскохозяйственный,
деревенский". Образ лесов и полей может вызывать не только ощущения
покоя, умиротворенности, спокойной жизнерадостности. У многих деревенская
жизнь ассоциируется также с примитивностью, отсутствием интеллекта
и пассивностью.
Наиболее аристократично выглядит сочетание изумрудно-зеленого (доминанта)
с желтым и черным. Зеленое с золотом - традиционные цвета крупного
наследственного (банковского) капитала.
Сайт www.southernisms.com представляет собой клуб любителей традиционного
уклада жизни южных (сельскохозяйственных) штатов США. Гордость за
свою "малую родину" определяет доминирование белого, а "кукурузный"
образ Юга - обилие желтого и зеленого с пониженной хроматичностью.
Акценты синего (интеллект) выглядят попыткой избежать деревенской
простоватости.
Особыми свойствами обладает также одно неклассическое цветосочетание.
Это аккорд синий + красный + белый. Соединение интеллекта,
физической активности и гордости (чистоты) оказалось самым популярным
для образа государства западного типа. Триколор образует государственные
цвета России, Франции, Англии, США, Австралии
В результате сочетание белого с кобальтово-синим и кадмиево-красным
в равных пропорциях устойчиво ассоциируется с понятиями государственности,
власти, официальности, законности.
Среди сайтов, посвященных изобразительным искусствам, авторам не
удалось найти ни одного, который использовал бы "государственный
аккорд". По-видимому, официальность не кажется уместной рядом с
живописью, графикой и дигитальным искусством.
Яркий пример "государственного аккорда" (на фоне доминирующего
черного) зато демонстрирует сайт Федерации хоккея России www.fhr.ru
. Что бы это значило?
Осознанный, осмысленный выбор цветового решения - признак настоящего
профессионала в дизайне. Капризы заказчика, собственная фантазия,
культурный контекст и текущая мода легко принимают вид ключевых
слов, а затем реализуются в цветовом решении сайта.
Желаем творческих успехов!
-----------------
Об авторах:
Лидин Константин Львович. Два высших образования (Иркутский
государственный университет, химический факультет; Иркутский институт
повышения квалификации работников образования, отделение психологии).
Кандидат технических наук. Доцент Иркутского государственного Технического
университета, (кафедра культурологии). Сертифицированный психолог
(сертификат Профессиональной лиги психотерапевтов ПЛП). Автор ряда
работ по теории визуальной культуры и психологии дизайна, участник
международных конференций. Стаж научный - 15 лет, педагогический
- 15 лет.
Меерович Марк Григорьевич. Архитектор, дизайнер. Кандидат
архитектуры. Член Союза Архитекторов России. Член Союза Дизайнеров
России. Автор печатных работ в области истории архитектуры Восточной
Сибири, теории архитектуры и дизайна. Участник международных конференций
по архитектуре и дизайну. Доцент Архитектурного факультета ИрГТУ,
ведущий преподаватель специальности "Дизайн интерьера". Стаж научной
работы - 21 год, педагогический стаж - 17 лет.
Полные иллюстрированные тексты этой и других не менее интересных
статей находятся на сайте "Культура
Приангарья"
|