|
|
Что такое GIF и Animated GIF?
Все, кто занимается графикой или путешествует по
Интернет, наверняка знакомы с таким форматом, как GIF. Но, возможно, далеко не каждый знает, что он из себя
представляет и какие возможности могут быть доступны пользователю файлов
данного формата. Поэтому небольшой ликбез, я думаю, не помешает.
GIF (Graphics Interchange Format) является собственностью
известной компании CompuServe Inc., имеющей исключительное право на переопределение,
видоизменение или модификацию этого формата. На сегодня существует стандарт GIF89A, который
отличается от своего предшественника (GIF87A) тем, что способен передавать
набор графических изображений в движении. Любые отклонения от стандарта GIF89A
считаются недействительными, будь то использование занятых или неопределенных
полей данных в пределах контрольных блоков, включение внешних данных в
межблоковые интервалы или применение методов или алгоритмов, специально не
предусмотренных этим форматом. Вот почему иногда вьюер не может распознать
файл, казалось бы, широко известного GIF-формата. GIF-формат устанавливает
специальный протокол, предназначенный для передачи в режиме on-line и
чередования данных о растровой графике независимо от "железа",
используемого для создания или просмотра файлов GIF. GIF
определяется в пределах особых блоков и подблоков, содержащих необходимые
параметры и данные, применяемые для восприятия графики. Поток GIF-данных (GIF Data Stream) - это своеобразная цепочка
блоков и подблоков, отображающих набор графического материала. Графический
блок в GIF Data Stream предполагает определение соотношения между
графическими уровнями и охват части информации о контрольном блоке. Каждый
файл имеет свой заголовок, а тот, в свою очередь, номер версии,
предназначенный для определения минимального набора возможностей, необходимых
программе-декодеру для обеспечения нормального потока данных.
Программа-кодировщик должна использовать как можно более раннюю версию
заголовка, включающую в себя все блоки и подблоки потока данных.
Animated GIF - формат стандарта GIF89A -
представляет собой группу изображений, находящихся в определенном порядке, и визуально
воспринимается как анимация. Структура анимированного GIFа являет собой заголовок (Header), контроль цикличности (Loop Control), временной контроль (Time Delay Control),
контрольный блок элементов изображения (Image Control) и блок комментариев (Comments). Заголовок идентифицирует тип GIF-файла и основной размер изображения. Контроль
цикличности устанавливает, сколько раз группа файлов должна повторяться.
Временной контроль определяет интервалы времени между промежуточными
изображениями и содержит информацию о том, насколько продолжительной будет
задержка следующего изображения. Контроль элементов изображения
устанавливает, какое изображение будет следующим в цепочке GIF-файлов. Блок комментариев дает возможность создателю
анимированного GIFа подписать свою работу или
указать дополнительные данные об использовании и конструировании файла.
Как
создать анимированный GIF?
Пожалуй, самое широкое распространение анимированный GIF получил в Интернет: стоит только набрать любой адрес,
и вашему взору предстанет нескончаемый ряд рекламных баннеров, заставок,
логотипов и других "двигающихся" изображений, выполненных в формате
GIF. Они, безусловно, вносят
определенное разнообразие и оживление в Web-страницы, но многие, увлекшись созданием анимированных изображений, к
сожалению, забывают следить за их размерами. Если размер файла окажется
слишком велик, это может послужить помехой для нормального выполнения других,
не менее важных функций документа HTML или
вызвать раздражение у посетителя вашей страницы, которому просто надоест
ждать, пока ваше творение загрузится. Кроме того, следует помнить о том, что
у некоторых пользователей браузеры не поддерживают анимированные GIFы, и они не смогут насладиться вашей анимацией, так
как их взору предстанет лишь начальный элемент графической цепочки.
Так как же создать свой анимированный GIF? На сегодня существует немало специальных редакторов,
называемых GIF-аниматорами, о
возможностях которых далее и пойдет речь. Я остановлюсь только на четырех
аниматорах и вкратце расскажу, каким образом на них работать.
Первый пример - это Magic Viewer 1.2, отличительной чертой
которого является наличие элементов, характерных для графического редактора:
настройка яркости и контрастности изображения, фильтры, конвертор в режимы Grayscale, RGB и Bitmap, ввод текста, возможность перемещения изображений и
выделения их отдельных участков. Перед началом работы необходимо
зарегистрировать набор графических файлов, с которыми вам предстоит иметь
дело: BMP, GIF, JPEG, TIFF, PCD, PCT или PCX. Далее
вы открываете заранее приготовленные файлы, которые отображаются редактором в
отдельных кадрах (frames). В окне
"Анимационные свойства" (Animation Properties) появляется
последовательность кадров с указанием их размера и порядкового номера. Там же
можно выбрать способ расположения кадров (Disposal Method) и установить временные
межкадровые интервалы (Interframe Delay - числох0,01 с). В меню Animation/Change Loop Count определяется новая или
изменяется заданная цикличность анимированного GIFа. Конечно, нельзя забывать, что каждый последующий кадр должен
отличаться от предыдущего на конкретный элемент расположения части
графического объекта для создания иллюзии движения, что достигается в
процессе подготовки исходных файлов для анимации. Magic Viewer был бы почти идеальным, если
бы не один недостаток. До регистрации файлов в этом редакторе вы с помощью,
например, ACDSee32 или SEA, кликнув дважды по необходимому файлу, могли его
просмотреть. Теперь же, когда вы захотите это сделать, вам придется каждый раз
наблюдать интерфейс Magic Viewer, который автоматически загружает выбранную вами
картинку с ее свойствами и характеристиками. Да и пиктограммы графических
файлов станут все "на одно лицо" и непонятно, какого формата тот
или иной файл.
Следующий редактор, о котором стоит рассказать, это WWW GIF Animator 1.1. Он
хорош тем, что в нем, помимо создания нового анимированного GIF (картинки или баннера), можно редактировать файлы
пиктограмм ICO и курсоров CUR, ANI.
Методика создания GIFа следующая: загружаются файлы
с изменением элемента от начала к концу либо используются возможные эффекты -
растворение, спираль, приближение, развевающийся флаг и т. д. Между
составными частями эффектов можно устанавливать определенные переходы (Transition), представляющие собой набор тех же самых эффектов.
Таким образом получается "эффект в эффекте", что, конечно,
усложняет структуру файла, но зато дает возможность многостороннего его
воспроизведения. Из рисунка видно, что сначала был применен эффект
развевающегося флага (Flag), а
между вторым и третьим кадрами эффекта в качестве перехода используется
эффект затемнения (Fade),
состоящий из пяти кадров. В WWW GIF Animator режим задания межкадрового
интервала в секундах заменен на простой ввод в графу Number of frames числа,
обозначающего количество кадров: чем меньше число, тем меньше межкадровый
интервал. Создать текстовой баннер тоже очень просто: меню Insert/Banner Text, далее выбор цветового фона, шрифта, настройка
интенсивности, толщины тени и ее расположения на плоскости X; Y. К
баннеру также можно применить все эффекты, действующие для графических
изображений.
Говоря о баннерной рекламе, нельзя обойти вниманием
такой интересный аниматор, как JAnimation Editor 1.0. Этот редактор, разработанный для Windows, предназначен для создания анимированных баннеров и
презентаций и использует обширные возможности Java. Все анимированные продукты JAnimation Editor записываются протоколом JAN, который поддерживает только простейшие виды
анимации, такие как использование текста, цвета, шрифтов, размер и
передвижение объектов. Версия 2.0, как обещают разработчики, будет иметь GIF-поддержку и допускать применение различных эффектов,
а пока пользователям данного редактора придется довольствоваться баннерами,
сохраненными в неизвестном формате SAP. В старой версии анимация состоит из слоев (Layers), каждый из которых имеет режим настройки текста и
направления движения слоя в процессе воспроизведения файла. Выбрав New Layer на панели управления и
присвоив слою имя, можно начинать настраивать его характеристики. Обязателен
параметр Timing, определяющий время (в
секундах), за которое каждый слой должен проделать заданный путь. В меню Tools/Properties
устанавливаются интервалы времени, характеризующие продолжительность анимации
(Min Animation Time) и ее цикличность (Loop Time).
И последний редактор, который приведу в качестве
примера, - Animagic GIF 1.06. Тоже достаточно простая программа, использующая
некоторые эффекты (затемнение, свиток, спираль, растворение) и поддерживающая
такие графические форматы, как GIF, JPEG, PCX и BMP. Для создания новой анимации нужно выбрать Insert Frames в меню File и загрузить файлы-заготовки в восходящем порядке
(например, mouse1.bmp, mouse2.bmp, mouse3.bmp и т. д.). Опять же нельзя забывать, что они должны
отличаться на элемент или элементы положения объекта в кадре. После открытия
всех составных файлов в окне Frame List появится перечень загруженных кадров, а в окне Local Palette отобразится палитра цветов,
использованных в текущем изображении. Текущую палитру можно преобразовать в
самом редакторе, тем самым изменяя окраску кадровых объектов (Edit / Palette / Modify). Когда все части анимации приведены в порядок,
остается лишь установить, сколько раз будущий анимированный GIF будет повторяться, и определить межкадровые
интервалы: для всех кадров вводится число, означающее количество идущих
кадров в секунду, а для отдельно выбранного кадра - время в миллисекундах (Animation / Frame Rate).
Где взять
файлы-заготовки?
Прежде, чем начинать работать над собственной
анимацией, необходимо подобрать файлы-заготовки. Для этого можно
воспользоваться практически любыми графическими редакторами: Microsoft PhotoDRAW, Adobe Photoshop, CorelDRAW и даже Paintbrush. Главное
-- приложить терпение и чуточку фантазии в создании графики для покадровой
файловой цепочки, и создать анимацию, как оказывается, не так уж сложно.
Надеюсь, я вас в этом убедил.
Где можно
переписать GIF-аниматоры?
Бесплатные, пробные или бета-версии аниматоров, о
которых я рассказал, а также другие редакторы можно достать по следующим
адресам в Интернет: www.winfiles.com, www.tucows.com, www.nonags.com, www.thefreesite.com, www.mediabuilder.com и www.fileworld.com.