Главная
К библиотеке


Знак обслуживания как условие успешного бизнеса


Часть 2

В туристическом бизнесе также были случаи "боев за имя". Конечно, эмблемам и названиям наших предприятий еще далеко до совершенства, тем не менее, рост и расширение рынка туристских услуг в России сопровождались бурными процессами раздела перспективных наименований.

Наиболее известна история бюро туризма "Спутник".

Все прекрасно знают знак обслуживания "Спутник" (изображение земного шара с подписями "спутник" на двух языках). Этот знак является комбинированным - он представляет собой сочетание словесных и изобразительных элементов.

Бюро международного молодежного туризма "Спутник " в начале 90-х годов было одним из нескольких, работающих на рынке туристического бизнеса. Они имели зарегистрированный знак обслуживания, но в целях укрепления защиты против возможных нарушений, зарегистрировали еще 2 товарных знака - словесные обозначение "Спутник" и "Sputnik". Вместе с разрушением железного занавеса на рынке появилось большое количество турфирм, многие из которых использовали в своем названии обозначение "спутник". Многие из фирм отказались от использования данного обозначения, не доводя дело до суда, получив письма-уведомления и претензии, однако, одна из них указывала, что использует собственное наименование, зарегистрированное Московской регистрационной палатой, то есть возникла ситуация, о которой мы говорили выше. Такое сопротивление привело к судебному разбирательству. И уже первая судебная инстанция признала требование "Спутника" о запрещении использования этого товарного знака ответчиком законным. Результатом этого разбирательства стало существование фирмы-ответчика уже под другим названием.

Другая история также связана со столкновением интересов двух фирм - это история журнала "Вокруг света". Этот журнал о путешествиях и приключениях стал выходить с 1861 года, но лишь в 1995 году зарегистрировал свой товарный знак и эмблему. А в 1993 году начала действовать туристическая компания "Вокруг света". Журнал увидел в этом нарушение прав на товарный знак. Но в данном случае вопрос был решен мирным путем, и дело до судебного разбирательства не дошло.

Еще одна история связана непосредственно с судебным разбирательством. Туристическая фирма "Большое путешествие" хотела зарегистрировать свое фирменное наименование в качестве товарного знака сразу по нескольким классам МКТУ. Патентное ведомство зарегистрировало данный товарный знак по 8, 16, 18, 25, 35, 38, 40, 41 классам МКТУ (то есть по направлениям деятельности фирмы), но отказало в регистрации по 39 классу (транспорт; упаковка и хранение товаров; организация путешествий). Они посчитали, что для этого вида деятельности обозначение "Большое путешествие" не обладает различительной способностью. Туристическая фирма подала возражение в Апелляционную палату. В качестве доказательств турфирма приводила следующие факты:

  • в заявленном сочетании лишь слово "путешествие" является определяемым элементом;
  • сочетание является необычным с точки зрения норм русского языка;
  • заявленное обозначение имеет внутреннюю форму, аналогичную сочетаниям "большой человек", "большой свет";
  • понятие "большой" не характеризует конкретно путешествие;
  • "путешествие" в сочетании с "большой" приобретает новые ассоциативно связанные смысловые компоненты.

Апелляционная палата Патентного ведомства отказала в удовлетворении возражения, посчитав, что заявленное обозначение носит описательный характер для услуг 39 класса. Но туристическая фирма на этом не остановилась, подав жалобу в Арбитражный суд. Здесь истец дополнил свои доводы следующими фактами:

  • заявленное обозначение не является нормативным в русском языке;
  • понятие "путешествие" и "большое путешествие" не могут быть отождествлены.

Арбитражный суд признал решение Патентного ведомства справедливым и оставил их решение в силе, также как и апелляционная инстанция Арбитражного суда, куда потом обратился истец. Таким образом, судебные инстанции оставили жалобу без удовлетворения, обосновав свое решение тем, что добавление прилагательного "большой" не меняет семантику существительного, именно "путешествие" является родовым наименованием услуг 39 класса. История закончилась тем, что туристическая фирма внесла изменения в наименование, чтобы иметь возможность в законном порядке зарегистрировать фирменное наименование в качестве товарного знака.

Таким образом, сегодня все большее количество российских фирм хочет законно и эксклюзивно владеть товарным знаком, в "раскрутку" которого они вкладывают деньги и усилия. Заметим, что в России около 40 % компаний регистрируют свои знаки, в то время как в Европе - около 90%. Итак, для того, чтобы знак обслуживания или товарный знак в действительности стал визитной карточкой предприятия и путеводной звездой для потребителя, необходимо очень продуманно подходить к выбору знака и к мероприятиям, способствующим его известности.

Необходимо уточнить, что для того, чтобы владелец знака получил на него исключительные права, он должен зарегистрировать его в Патентном ведомстве. Подать заявку на регистрацию представитель фирмы может самостоятельно или через патентного поверенного. Обращение к профессионалу целесообразно: он знает стандартные требования, которые предъявляет Роспатент к знаку, может отсечь явно "непроходные" варианты и более качественно подготовить заявку. Кроме того, по заказу клиента патентный поверенный может провести предварительный поиск, если же в ходе поиска выяснится, что "сходный" знак уже зарегистрирован, то клиент будет уведомлен об этом, что позволит сэкономить время, которое ушло бы на отказ и повторение процедуры регистрации.

Кстати, все изобилие товаров и услуг разделено "Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков" на 42 класса. Средняя российская фирма, как правило, регистрирует свой знак в 3-5 классах. Это автоматически означает, что любая фирма, работающая в оставшихся классах, может использовать точно такой же знак вполне законно. Уже после получения свидетельства о регистрации владелец получает полное право запрещать кому-либо использовать подобное обозначение. Причем, запрет распространяется не только на точно совпадающие с зарегистрированным, но и на достаточно близко схожие обозначения.

Но для того, чтобы знак приносил деньги, его надо "раскручивать". Один из пригодных вариантов для бизнеса - это уступка (т.е. продажа) товарного знака. Второй вариант: эти права можно уступить частично, предоставив другой компании по лицензионному договору.

Таким образом, мелькающие на полках магазинов, на вывесках предприятий знаки - предмет неустанной заботы и хлопот сотрудников предприятий и патентных поверенных. И если вы серьезно занимаетесь предпринимательской деятельностью, то наверняка уже позаботились о регистрации вашего товарного знака, если же нет, то вам следует заблаговременно защитить себя от подделок.

Мы будем рады сотрудничать с Вами!

-------------------------
Об авторе:

Инна Полянская,
Заместитель генерального директора
ЗАО "Ай Пи Про"(Защита интеллектуальной собственности)

Юридическая патентно-консалтинговая фирма "Ай Пи Про" присутствует на рынке более трех лет. Оказывает следующие услуги:
Защита интеллектуальной собственности и авторского права.
Впервые - регистрация товарного знака через Интернет!
Патентование.Оценка интеллектуальной собственности.
Судебно-арбитражная защита и представительство.
Консалтинг в области интеллектуальной собственности.
Представительство и юридическая поддержка в INTERNET.
http://ipprolaw.com/
e-mail: management@ipprolaw.com
Тел./факс:(095)264-31-55.

 

Hosted by uCoz