|
|
Часть 1
О чем вы вспоминаете, когда видите на вывеске две дуги желтого цвета на
красном фоне? Конечно, о биг-маке и чизбургере. А знаете ли вы, сколько
существует этот знак? Он довольно молод и был впервые зарегистрирован в
1954 году. В то же время, на сегодняшний день в мире охраняется законом
целый ряд товарных знаков, вошедших в коммерческий оборот 100 и более лет
назад, например, "Филипс" - с 1891 года, "Кока-Кола" - с
1893
г., "Аспирин"
- с 1889 г. Из российской истории известен товарный знак "Смирновская"
для
различных сортов водки, настоек, бальзамов, объединенных общим названием
купца Петра Арсеньевича Смирнова (с 1886 г.- почетного статуса Поставщик
двора его императорского величества).
Когда же и почему возникли первые товарные знаки, как они выглядели и для
чего были нужны?
Еще в древние времена, в период возникновения индивидуальной собственности
на скот, землю, орудия труда, для отличия своих вещей от чужих, люди
изобрели специальные знаки собственности тамги, которые выдавливали на
своей посуде, выжигали на теле скота, высекали на камнях и на дереве. Тамга
знак принадлежности, знак личной или групповой собственности, которой
владеют ради еe: накопления и по мере увеличения которой обогащаются.
С развитием ремесла и торговли людям стало небезразлично, чьи товары они
покупают, тогда мастера начали метить свои товары особыми клеймами, во
многом напоминавшими тамги. Наличие на товаре клейма играло решающую роль в
спорных случаях, если принадлежность товара ставилась под сомнение.
Покупатель предпочитал товары известных ему мастеров, которые распознавал
по знакомым клеймам. Клеймо знак авторства, которым метится товарная
собственность. Ею владеют не ради накопления, а ради продажи товара.
Проставление клейма на товарах нашло еще более широкое применение в эпоху
феодального способа производства. С момента своего появления клейма встали
на охрану собственности и авторского приоритета. Появление первых клейм на
товары как юридических форм защиты результатов творческого труда относится
к концу средних веков.
Зарождение Российского законодательства в области промышленной
собственности можно отнести к 17 веку, когда 22.04.1667 г. был принят
Новоторговый Устав России. К этому времени относятся известное клеймо
пробирного мастера Михайла Мокеева (1721 г.) и клеймо фабрики братьев
Афанасия и Степана Поповых в Великом Устюге (1761-1776 гг.). Однако лишь
после начала реформ Петра I клеймо на товарах стало играть ту роль, которую
в нашем современном восприятии играет товарный знак.
Представьте себе, что первый настоящий Патентный закон России, который
назывался О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и
ремеслах , был принят в июне 1812 года. Законодательство о товарных знаках
продолжало развиваться параллельно с гигантским подъемом производства и
развитием товарооборота.
Российский рынок расширяется с каждым днем, фирмам становится все теснее на
рынке. Московская регистрационная палата ежемесячно регистрирует несколько
тысяч предприятий. Несмотря на широкий словарный запас русского языка,
названия предприятий очень часто схожи, либо дублируют друг друга.
Возникает ряд предприятий однофамильцев и тезок . В одном из
бюллетеней Московской регистрационной палаты был приведен список наиболее
употребляемых слов в наименованиях фирм. В списке более 200 слов, которые
не стоит употреблять, чтобы потом не запутаться. Самым неудачным названием
следует считать Сервис-центр (или, наоборот, Центр-сервис ). Осторожным
следует быть при обращении с названиями букв греческого алфавита (альфа,
омега, дельта), с космическими объектами (названия планет и небесных тел),
с человеческими именами (Мария, Надежда), а также с названиями по видам
деятельности (тур, трейд, информ ). Советуем запомнить эту информацию,
чтобы не столкнуться с проблемами многих фирм.
Немного облегчает задачу то, что был создан Московский регистрационный
реестр, одна из задач которого избежать дублирования названий. Для этого
перед регистрацией фирмы необходимо проверить еe: название на уникальность.
Но существует еще и такая тонкость, как юридическая форма. Регистрационная
палата исходит из положения, согласно которому одинаковыми считаются лишь
названия с совпадающими организационно - правовыми формами. На данный
момент в России отсутствует единый государственный реестр наименований
фирм. И это ведет к тому, что, перешагнув через МКАД, можно столкнуться с
фирмой, сходной по названию и даже по юридической форме. Такие совпадения,
как правило, приводят к судебным спорам, особенно, если знак одной из фирм
раскручен . В таком случае новые проблемы встают перед предпринимателями.
Они вкладывали деньги в рекламу, в фирменную символику, и вдруг, одна из
фирм-однофамильцев уведомляет их о незаконном использовании товарного знака
или знака обслуживания.
Товарный знак и знак обслуживания предназначены для отличия товаров и услуг
одних производителей от подобных товаров и услуг других производителей.
Отметим, что важнейшими функциями товарного знака и знака обслуживания
являются также функции рекламы и гаранта, т.е. возможность препятствовать
подделке недобросовестными конкурентами.
При возникновении ситуации с однофамильцами , можно отказаться от
использования знака, проигнорировать претензию, либо опротестовать права
оппонента. Спор о том, что сильнее фирменное наименование или товарный
знак - идет давно и до сих пор не решен. Но все же лучше разработана
правовая база для предоставления исключительных прав на товарные знаки, и
здесь все зависит от искусства патентного поверенного. Так как статьи
Закона о товарных знаках приведены в соответствие с мировыми требованиями,
то оптимальное решение для фирм - соблюдать Закон и регистрировать название
фирмы как фирменное наименование согласно патентному законодательству.
Зарегистрированные знаки всегда перед глазами, они впечатываются в сознание
потребителя с положительными или отрицательными оценками, аккумулируют
симпатии или, наоборот, антипатии потребителей. Например, когда вы видите
на витрине какой-либо продукт и замечаете на нем товарный знак Нестле - у
вас сразу появляется уверенность в его качестве.
Какие же знаки существуют. Товарный знак и знак обслуживания может быть,
во-первых, словесным. Обычно это существительное из разговорной речи ( вояж
, бегемот ), имена собственные ( Слава Зайцев ), географические названия,
вымышленные слова ( Kodak ), комбинации букв (ОМО), рекламные лозунги и
т.п. Такие знаки легко запоминаются и могут использоваться во всех видах
рекламы (ТВ, печать, рекламные щиты). Помимо словесных знаков,
распространены также изобразительные товарные знаки. Отличительными чертами
такого знака служат графические элементы, а также цветовое решение
(Мерседес). Товарные знаки могут быть объемными (форма бутылки, упаковки),
звуковыми (мелодия), и даже запах можно зарегистрировать как товарный знак
(духи). Подобно письменам древних греков, товарный знак может нести в себе
огромное количество информации. Такой знак это образ предприятия, его
визитная карточка.
Продолжение следует
-------------------------
Об авторе:
Инна Полянская,
Заместитель генерального директора
ЗАО "Ай Пи Про"(Защита интеллектуальной собственности)
Юридическая патентно-консалтинговая фирма "Ай Пи Про" присутствует
на рынке
более трех лет. Оказывает следующие услуги:
Защита интеллектуальной собственности и авторского права.
Впервые - регистрация товарного знака через Интернет!
Патентование.Оценка интеллектуальной собственности.
Судебно-арбитражная защита и представительство.
Консалтинг в области интеллектуальной собственности.
Представительство и юридическая поддержка в INTERNET.
http://ipprolaw.com/
e-mail: management@ipprolaw.com
Тел./факс:(095)264-31-55.