Почему информация об остатке на счете,
которую выдает банкомат, не соответствует представлению владельца карточки
о фактическом остатке?
В последнее время в Украине значительно увеличился
выпуск пластиковых карточек. Из 200 тысяч карточек, которыми сегодня
пользуются граждане, более половины выпущено в прошлом году. Нет сомнения,
что в ближайшие годы пластиковая карточка станет привычным платежным
средством для многих наших граждан.
Чем руководствоваться, подбирая для себя карточку? О чём следует помнить,
определившись в выборе? Рассказывает начальник управления пластиковых
карточек Укрэксимбанка Владимир Гирис.
1. Какой карточке отдать предпочтение: VISA или
MasterCard?
VISA и Europay/MasterCard - два мировых лидера на рынке услуг по платежным
карточкам. Услуги, которые предоставляют обе системы, почти идентичны.
Поэтому, отдать предпочтение одной из них представляется возможным.
Как правило, любой банкомат, который принимает карточку VISA, принимает
и карточку Europay/MasterCard. Магазин или гостиница, принимающие
Europay/MasterCard, принимают и VISA. Однако есть страны, где преимущественно
обслуживаются карточки только одной из названных систем. Поэтому,
если речь идет об использовании карточки в конкретной стране, уместно
говорить о преимуществах той или другой карточки. Можно также порекомендовать
открыть две карточки разных платёжных систем. К тому же, во многих
украинских банках вторая пластиковая карточка открывается бесплатно.
Наличие двух карточек позволяет избежать таких неприятностей, как
отказ карточки из-за запорченной магнитной полосы, невозможность использовать
её из-за проблем в работе одной из платёжных систем. Такие ситуации
возникают редко и, как правило, длятся не долго. По, имея несколько
карточек, вы сможете рассчитаться без задержек и в таких исключительных
случаях.
2. Какую карточку открыть?
Чтобы сделать правильный выбор, нужно, прежде всего, знать, как вы
собираетесь карточку использовать, Если она нужна вам как инструмент
для получения наличных и оплаты товаров и услуг, то вполне подойдёт
электронная карточка (их иногда ошибочно называют - дебитные) VISA
ELECTRON и MAESTRO (карточка платёжной системы Europay/MasterCard).
Правда их принимают только магазины и предприятия сферы услуг, оснащенные
специальными электронными терминалами. В этом их недостаток. Достоинством
является низкая стоимость такой карточки и отсутствие необходимости
хранить в банке дополнительные средства в качестве гарантийного обеспечения.
В худшем случае от вас потребуется хранить на карточке небольшой неснижаемый
остаток.
Если вам нужно производить расчеты в любом магазине и любом предприятии
сферы услуг, принимающем карточки VISA пли MasterCard, то следует
взять карточку VISA GOLD, VISA BUSINESS, VISA CLASSIC или соответственно
для MasterCard - MasterCard GOLD, MasterCard SILVER, MasterCard MASS.
При этом нужно учитывать, что плата за выпуск и обслуживание этих
карточек будет значительно выше, чем за выпуск и обслуживание электронных
карточек. Как правило, для открытия такой карточки вам нужно будет
хранить в банке дополнительные средства в качестве гарантийного обеспечения.
Особо следует отметить, что в западных странах тип используемой карточки
традиционно характеризует социальный статус ее владельца. Бизнесмены,
руководители фирм отдают предпочтение карточкам GOLD или BUSINESS
(SILVER). Карточки VISA ELECTRON, MAESTRO, VISA CLASSIC, MasterCard
MASS в странах с развитой экономикой, как правило, приобретаются людьми
с низким и средним уровнем доходов.
3. В каком банке открыть карточку?
Открывая карточку, вы тем самым вверяете банку свои деньги. Поэтому,
в первую очередь, следует ориентироваться на стабильность банка. На
втором месте стоит такой фактор, как возможность банка оперативно
решать проблемы, которые могут возникнуть при использовании карточки,
Для этого банк должен обеспечить возможность, в случае необходимости,
круглосуточно обращаться к его специалистам для решения возникших
вопросов. Только когда вы убедитесь, что первые два фактора вас удовлетворяют,
можно приступать к анализу тарифов.
4. В какой валюте можно открывать карточки?
Практически все банки предоставляют услугу открытия карточки в гривнях
и долларах США. В случае несовпадения валюты платежа с валютой карточного
счёта (к примеру, карточка открыта в гривнях и использована для расчетов
за границей) следует помнить, что банк в таких случаях за произведенные
операции расплачивается в долларах США. Поэтому при списании со счета
суммы в гривнях, обслуживающий вас банк возьмет комиссию за конвертацию
или при расчете суммы списания использует курс доллара США к гривне,
который будет выше официального. Размер комиссии за конвертацию может
меняться в зависимости от скорости изменения курса доллара США на
Украине.
5. Какие существуют ограничения по использованию
карточек за рубежом?
Ограничений на оплату товаров и услуг нет. Имеются ограничения на
выдачу наличных, которые могут устанавливаться законами либо банками
страны места пребывания. Такие же ограничения может устанавливать
и банк, выдавший карточку, но при этом он должен вас об этом уведомить.
Ограничения могут быть на разовое получение наличных и сумму, которую
вы можете получить за определенный период времени (день, неделя, месяц).
При получении наличных в банкоматах, по правилам VISA и MasterCard,
владелец карточки может за одну операцию получить сумму не менее эквивалента
200 долларов США.
6. Как поступить, если карточка «отказала»?
Если вы уверены, что проблема не в отсутствии средств на карточке,
то следует обратиться в банк, выдавший вам карточку, за консультацией
относительно возникшей ситуации. Заказывая карточку в банке, постарайтесь
убедиться, что его специалисты знают, как решать такие проблемы. При
оформлении карточки, вам должны сообщить о соответствующих службах.
Также вас могут консультировать о возможных осложнениях и способах
их устранения в каждой конкретной ситуации, например, в случае выезда
за границу и т.д.
7. Какие комиссионные берут банки за использование
карточек?
Обычно банки берут комиссионные:
— за выпуск карточки;
— за годовое обслуживание:
— за перевыпуск утерянной/испорченной карточки;
— за постановку карточки в стоп-лист;
— за получение наличных в банкоматах и кассах других банков:
— за выпуск дополнительной карточки. Размер комиссии зависит от выбора
тина карточки и тарифной политики банка.
8. Почему с моего счета списали большую сумму,
чем я рассчитывал?
Обычно это происходит тогда, когда валюта карточного счета не совпадает
с валютой, в которой совершалась операция. При этом следует принимать
во внимание, что списание со счета происходит не в день проведения
операции, и при пересчетах используются курсы валют не на день совершения
операции, а на день проведения расчетов. Таких пересчетов может быть
1 или 2. Первый произведет платежная система. Она переводит сумму
операции из валюты, в которой она совершалась, в расчетную валюту
вашего банка (если операция совершена за пределами Украины, то расчетной
валютой вашего банка является доллар США). Пересчет производится в
день, когда банк, обслуживающий банкомат или торговую точку, в которых
вы использовали карточку, предоставил платежной системе информацию
о произведенной операции. Обычно это происходит в течение 3-14 дней
после совершения операции, хотя иногда требуется и более длительное
время.
Второй пересчет производит ваш банк после получения информации от
платежной системы. При этом осуществляется пересчет из расчетной валюты
вашего банка в валюту вашего карточного счета. Пребывая в странах
с неустойчивым курсом валюты лучше воздержаться от выполнения операций
с карточкой. В качестве примера можно привести ситуацию, которая возникла
при расчетах карточкой одного из украинских банков в России в момент
начала финансового кризиса. Владелец карточки VISA имел счет в долларах
США и получал наличные в российских рублях. В день, когда он совершил
операцию ~ официальный курс был 25 рублей за доллар США. Через 3 дня,
когда информация об операции поступила в платежную систему, курс изменился
и составил 9 рублей за доллар США. В результате сумма операции в долларах
США увеличилась почти в три раза.
9. Использование карточек для оплаты товаров и
услуг через Internet
Используя карточку для платежей через Internet, следует помнить, что
ее номер может стать доступным другим людям, которые захотят использовать
его в мошеннических целях. В таком случае деньги вам поможет вернуть
ваш банк. Во избежание потерь, прежде, чем платить по карточке через
Internet, проконсультируйтесь со своим банком. Технология безопасных
платежей по карточке через Internet находится в стадии развития -
потребуется еще какое-то время для ее повсеместного внедрения.
10. Как поступить в случае, если при получении
наличных в банкомате возникли проблемы?
Если банкомат изъял вашу карточку, то следует обратиться в банк, который
обслуживает ваш банкомат (телефон обычно либо высвечивается на экране,
либо размещается на самом банкомате). Если вы не смогли определить
банк, который обслуживает банкомат, то следует позвонить в свой банк
(по телефону, который имеется на карточке и который желательно записать
в записную книжку): сообщить страну, город, улицу и номер дома, в
котором размещен банкомат. Спецналисть банка в течение часа сообщат
вам название банка и телефон, куда следует обратиться, и окажут другую
необходимую помощь. Для облегчения и ускорения общения со своим банком,
желательно назвать номер карточки (запишите его в свою записную книжку).
Если банкомат отказывается выдать наличные (при условии их наличия
на карточном счете и приема банкоматом карточки данной платежной системы),
позвоните в свой банк и сообщите адрес банкомата и характер возникших
трудностей. Специалисты банка проанализируют проблему и попытаются
ее устранить.
11. Почему информация об остатке на счете, которую
выдает банкомат, не соответствует представлению владельца карточки
о фактическом остатке?
Банкомат обычно сообщает не фактический остаток на счете, а сумму
которая доступна для совершения операций. Эти две суммы могут отличаться.
Доступная сумма может быть меньше фактического остатка на сумму неснижаемого
остатка, дополнительного резервирования, сумм, заблокированных под
расчеты за уже выполненные операции, по которым еще не произошло списание
со счета. Если, учитывая вышеизложенное, вы все же сомневаетесь в
достоверности сообщения об остатке, полученного через банкомат, обратитесь
в свой банк за разъяснениями.
Подготовила Лариса КНЯЖИЦКАЯ,
пресс-секретарь Укрэксимбанка
Опубликовано в газете "Консультант" №40 (207), 5 октября
1999 года.
Источник: http://e-commerce.com.ua/