Главная
Уроки и советы


С++ для начинающих !
Урок 2

1. Создание вашей первой программы на С++.



    Начнем с простого, т.е. выведем простую строчку текста на экран.

Запустите Borland C++ 3.1 выполнив команду C:\Borlandc\bin\bc.exe (его можно взять с этого адреса: http://www.cppos.newmail.ru/borlandc.exe )

Теперь введем этот текст программы в большое синие окно:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
  cout << "Это моя первая программа!" ;
}

Проверьте, все ли записано правильно!
Теперь запустите Вашу программу нажатием Ctrl + F9

Если все написано правильно и программа выполнилась, ее результаты можно посмотреть на "пользовательском экране", увидеть его можно путем нажатия Alt + F5 Результатом программы будет выведенная на экран строчка: "Это моя первая программа!"
Это моя первая программа!_



Рассмотрим из чего состоит эта программа:

Первая строчка:
#include <iostream.h>

void main(void)
{
  cout << "Это моя первая программа!" ;
}

Эта строка означает, что надо вставить содержимое файла "iostream.h" в вашу программу, сам файл "iostream.h" находиться в каталоге include. Полный путь к этому файлу будет таким: C:\Borlandc\include\iostream.h
В этом файле находиться набор функций с помощью которых мы можем вывести текст на экран, в файл или наоборот - ввести текст с экрана или файла(но это будет потом).

Следующая строчка:
#include <iostream.h>

void main(void)
{
  cout << "Это моя первая программа!" ;
}


Это строчка означает, что начинается главная функция. Первое слово void говорит нам, что функция main ничего не возвращает, также второе слово void означает, что функция main ничего не принимает, но пока для нас это ничего не значит. Функция - это кусочек программы, который что ни будь, делает; например, выводит текст или рисует на экране линию. Все функции на С++ пишутся так: имя_функции() (например main() ), две скобки показывают, что это функция.

Обычно в скобках пишут параметры, например, есть функция line(), которая выводит на экран линию, а в скобках пишут ее координаты(параметры) - line(10, 20, 15, 50); В нашей программе мы пишем единственную функцию main() - это самая главная функция в С++, в ней программа всегда выполняется первой, а потом при необходимости из нее можно вызывать другие функции. Само "тело" функции записывается между двумя фигурными скобками { "тело" функции }. Полностью функция выглядит так: имя_функции() { программа, которая должна выполнится в этой функции }

  Cтрочка:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << "Это моя первая программа!" ;
}

В этой строке присутствует cout и оператор вставки "<<"- он так называется потому, что в команде cout << он вставляет в выходной поток - то, что должно вывести на экран, в нашем случае мы должны вставить текст: "Это моя первая программа!". Как Вы заметили - текст, который мы использовали в команде - обрамляется кавычками. !!!

Для удобства обучения основ С++ - будем считать, что каждая строчка или определенные группы строк - называются операторами.

Конец оператора определяется точкой с запятой (;). Это сделано для того, чтобы компилятор мог видеть - где кончается один оператор и начинается следующий. Если Вы пропустите где-нибудь точку с запятой(;), то компилятор сообщит Вам об ошибке.

Функция - "контейнер" для операторов, он может содержать огромное количество операторов, каждый из которых оканчивается точкой с запятой (;), но сам показывает компилятору свое окончание - закрывающейся фигурной скобкой( } ).


 

Напишем усложненную версию программы:

 #include <iostream.h>

void main(void)
{
 cout  << "Это моя первая программа!" ;
 cout  << "Это вторая строка" ;
}

После выполнения этой программы(Ctrl + F9) - Вы увидите(Alt + F5), что две строчки идут друг за другом.

Это моя первая программа!Это вторая строка_

Чтобы исправить этот дефект - существую специальные команды для управлением выводом.
  Если необходимо переместить курсор в начало следующей строки, можно воспользоваться символом новой строки '\n': Вставить в выходной поток, т.е. в текст символ новой строки (\n)

#include <iostream.h>

void main(void)
{
 cout << "\nЭто моя первая программа!\n" ;
 cout << "Это вторая строка" ;
}
 результат:

Это моя первая программа!
Это вторая строка_

   Но это не все! Cout предоставляет еще одну возможность записи аналогичной предыдущей:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
  cout << "\nЭто моя первая программа!" << "\nЭто вторая строка" ;
}
 результат:

Это моя первая программа!
Это вторая строка_

 

 

С помощью cout можно выводить и цифры:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << 2000 ;
}

или
#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << 2 << 0 << 0 << 0 ;
}
 результат:

2000_

Как вы видите - при выводе цифр в выходной поток их можно не брать в двойные кавычки(").

 Как вывести один символ? - Для этого можно использовать апостроф(') или двойные кавычки("). Два примера с одинаковыми результатами:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << "Язык" << ' ' << "С++ " << '-' << " это " << "просто!" << '\n' ;
}

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << " Язык" << " " << "С++ " << "-" << " это " << "просто!" << "\n";
}

!!! Апострофы (') можно использовать только при выводе одного символа (например, пробела)!

В дополнение к символу перехода на начало следующей строки('\n') Вы можете использовать символ endl (end line т.е. конец строки).

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << " Язык " << " " << "С++ " << "-" << " это " << "просто!" << endl;
//использование символа endl для перехода на начало
//следующей строки

}

Добавьте в ваши программы комментарии. Символы // показывают компилятору, что за ними идут комментарии, которые он пропускает.
Комментарии нужны для вас или для других программистов, которые будут разбираться в тексте вашей программы.
Комментарии должны отображать смысл действия, а не само действие.

Пример:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << endl << "Язык С++ - это просто!" << endl; //двойное
//использование endl
}

Если у Вас возникли затрудненья по программированию или вопросы, то напишите мне HiTecos@mail.ru - постараюсь развеять фантом проблемы. Рекомендую все Ваши программы снабжать комментариями, особенно если вы будете присылать их мне на проверку.



Практические задание по С++ для закрепления материала:

1. Напишите программу, которая выводит Вашу(друга) Ф.И.О. в одну строчку, используя два варианта вывода (на ваш выбор).
2. Напишите программу, где в несколько строк выводиться название Ваших любимых телевизионных программ и время их показа.


Смысл этих заданий в том, чтобы научить Вас программировать на С++ самостоятельно!
Ваши сделанные программы присылайте, только при возникновении проблем.
Также жду от Вас интересных заданий, самые интересные будут опубликованы в следующих выпусках.   
 

2. Изучение интерфейса Borland C++ 3.1

Если вы запускаете Borland C++ из под Windows, то для удобства просмотра лучше развернуть окно на весь экран; т.е. перейти в текстовый режим.


Вы увидите экран, который состоит из четырех частей:

 - главное меню ( File, Edit, ...);
 - окно редактирования (синие окно, здесь вы будете редактировать ваши программы);
 - окно сообщений (оно появиться позже, когда вы будете запускать свои программы);
 - строка состояния;

Окно редактирования.
   Самый большой участок экрана занимает окно редактирования, в нем вы будете редактировать и проверять свои программы. Это окно немного похоже на окно редактирования в Windows, похожесть заключается в том, что в этом окне можно производить редактирование как и в текстовом редакторе блокнот. Тут вы можете выделять текст, копировать его, заменять и т.п. т.е. у вас в руках многофункциональный редактор.
   Вы можете управлять окном:
  - менять размер (потянув за край угла);
  - распахнуть на весь экран (щелкнув на стрелку в верхнем правом  углу);
  - перемещать (зацепив левой кнопкой мыши за заголовок);
  - открывать несколько окон;
  - закрывать (маркером закрытия в верхнем левом углу);

Главное меню.
E       File   Edit   Search   Run   Compile   Debug   Project   Options       Window   Help

Для активизации меню нужно нажать F10, дальше курсором выбираете нужный элемент и нажимаете Enter или нажатие клавиши Alt с первой буквой нужного вам элемента меню.
Например чтобы войти в элемент File достаточно нажать Alt + F, таким же образом можно выбирать и все остальные элементы меню, что является очень удобным и быстрым методом.
     Элементы меню:
 File - создание и загрузка файлов, сохранение вашей программы, управление каталогами, запуск командного процессора DOS command.com, выход из системы;

 Edit - отменить/повторить последние действие, вырезать (Shift+Del), копировать (Ctrl+Ins), вставить (Shoft+Ins), очистить (Ctrl+Del), показать буфер обмена;

 Search - поиск фрагментов текста, показать следующую ошибку;

 Run - запуск на выполнение вашей программы (с компиляцией), выполнение по шагам;

 Compile - только компиляция, построение всего проекта;

 Debug - элементы для отладки программ;

 Project - создание проектов с большим количеством файлов;

 Options - установка опций компилятора, отладчика;

 Window - управление окнами;

 Help - система помощи и подсказок;



Источник http://www.sunday.ru/hitecos
Hosted by uCoz